До 2015 г. инвесторы могли строить установки по производству «зеленой» энергии фактически без ограничений по их мощности, а государство через «Белэнерго» обязано было закупать всю предложенную энергию по крайне привлекательным тарифам (в несколько раз выше, чем для конечных потребителей). Такая ситуация не могла долго оставаться без изменений, поскольку финансовые возможности государства и «Белэнерго» не безграничны.
Указом Президента Республики Беларусь от 18.05.2015 № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» были введены квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. Квоты в данном случае — это размер суммарной электрической мощности всех создаваемых установок по использованию возобновляемых источников энергии на определенный период времени (год). В пределах указанной мощности государственные энергоснабжающие организации обязаны приобретать электрическую энергию по тарифам с применением повышающих коэффициентов.
Порядок установления и распределения квот определен Положением о порядке установления и распределения квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 662 (далее — Положение).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.2017 № 305 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 62» (далее — постановление № 305) Положение изложено в новой редакции.
Постановление № 305 официально опубликовано 29.04.2017 и вступило в силу с 30.04.2017.
Обзор основных изменений
Рассмотрим основные изменения, внесенные постановлением № 305.
1. Критерии выбора обладателя квот унифицированы для всех видов энергии.
Обладатель квот определяется по результатам проведения конкурса. При сравнении заявок претендентов будет учитываться только 3 критерия, имеющих свой удельный вес:
1) размер предлагаемого коэффициента к тарифам на продажу электрической энергии (60 %);
2) срок эксплуатации оборудования на момент ввода установки в эксплуатацию, лет (20 %);
3) участие в суточном графике регулирования выдачи мощности (20 %).
Ранее критерии для разных типов энергии были различны, их число доходило до 6, что на практике порождало ряд вопросов (например, как определять значение того или иного критерия). Отсутствовала и требуемая транспарентность в процедуре выбора победителя конкурса.
Например, для ветроустановок действовали следующие критерии:
1) единичная установленная электрическая мощность, МВт (20 %);
2) размер предлагаемого коэффициента к тарифам на продажу электрической энергии (20 %);
3) скорость ветра, при которой установка достигает номинальной мощности, м/с (20 %);
4) скорость ветра при начале работы установки, м/с (10 %);
5) коэффициент полезного действия установки, процентов (10 %);
6) срок эксплуатации оборудования на момент ввода установки в эксплуатацию, лет (месяцев) (20 %).
Кроме того, унификация критериев позволяет технически устанавливать и распределять квоты не только на прямо поименованные источники энергии, но и на иные (например, энергию тепла земли).
2. Уточнен порядок выбора обладателя квот при равном количестве баллов у двух и более претендентов.
С 2017 г. последовательность дополнительных критериев выбора такая (если текущий критерий выбора не позволяет определить победителя, то переходят к следующему критерию и т.д.):
1) создание установки планируется осуществить на территориях, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) создание установки предполагает последующую ее передачу государственному производственному объединению электроэнергетики «Белэнерго» в течение срока эксплуатации, но не позднее десятого года эксплуатации;
3) наименьший размер предложенного коэффициента на продажу энергии по результатам его уточнения (распределение квот среди претендентов будет осуществляться путем дополнительного снижения размеров предлагаемых коэффициентов к тарифам на продажу электрической энергии в ходе заседания комиссии с участием уполномоченных представителей претендентов).
Таким образом, между претендентами-«финалистами» будет проводиться дополнительный конкурс на снижение размера предлагаемого коэффициента. Немаловажно, что такой конкурс будет публичным. Ранее проведение такого дополнительного конкурса предусмотрено не было.
3. Изменены формы заявок, предоставляемых претендентами.
Напомним, что претендентом до 1 сентября подается по месту предполагаемого расположения установок в облисполком (Минский горисполком):
1) заявка на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, суммарная мощность которых не превышает установленную квоту по виду возобновляемого источника энергии;
2) в запечатанном виде заявка на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, рассматриваемая Республиканской межведомственной комиссией по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии.
Среди прочих изменений в формах заявок теперь подлежит указанию срок ввода установки в эксплуатацию с точностью до квартала.
4. Информация об установленном размере квот теперь подлежит размещению на официальном интернет-сайте Министерства энергетики.
Ранее такая информация обязательному размещению на официальном интернет-сайте не подлежала, ее можно было узнать в облисполкомах (Минском горисполкоме). При этом получить информацию было затруднительно.
Необходимо отметить, что, к сожалению, требование об обязательном размещении информации на интернет-сайте не относится к результатам распределения квот.
Справочно.
Республиканской межведомственной комиссией по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии утверждены квоты на 2018–2020 годы (без учета распределенных квот на 2017–2019 годы, протокол от 02.05.2017 № 12) в размере 56,245 МВт для создания установок в 2020 году:
— с использованием энергии биогаза — 2,72 МВт;
— с использованием энергии ветра — 2,5 МВт;
— с использованием энергии солнца — 5,025 МВт;
— с использованием энергии естественного движения водных потоков — 33 МВт;
— с использованием энергии древесного топлива и иных видов биомассы — 13 МВт.
Что делать?
Не забыть подать заявки по обновленным формам в облисполкомы (Минский горисполком) до 1 сентября для участия в конкурсе 2017 г. (по распределению квот на 2020 г.).
Резюме.
Ясность процедурных моментов распределения квот важна. В то же время есть основания утверждать, что в целом дальнейшее развитие «зеленой» энергетики в Беларуси остается под вопросом. В частности, Министерство энергетики даже прорабатывает идею введения моратория на строительство блок-станций, работающих с использованием возобновляемых источников энергии и природного газа. Не последнюю роль в этом, на наш взгляд, играет скорый ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС.
Кроме того, в процессе согласования находится проект Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий:
— поставку с 01.01.2020 электрической энергии в электрическую сеть от установок по использованию возобновляемых источников энергии только по графикам поставки с учетом работы Белорусской энергетической системы;
— 31.12.2017 как последний день, в который могут быть введены установки, создаваемые на основании ранее заключенных инвестиционных договоров, для получения повышающего коэффициента, действующего до официального опубликования нового Указа (а не коэффициента, действующего на дату ввода объекта в эксплуатацию);
— запрет на поставку в сети государственных энергоснабжающих организаций электроэнергии от вновь создаваемых установок вне квот (за исключением случая транзита электроэнергии в рамках одной области и в рамках одного собственника установки).
Все эти изменения в случае их согласования, на наш взгляд, могут оказать негативное влияние на дальнейшее развитие возобновляемой энергетики в Беларуси.