Вы на портале

Взыскиваем задолженность в арбитраже: алгоритм действий

С каждым годом растет количество договоров, в которых стороны предусматривают передачу споров на рассмотрение арбитража, тем самым исключая компетенцию государственного суда. Арбитражное разбирательство имеет свои особенности на каждой стадии: от подготовки исковых требований к подаче в арбитражный суд до исполнения решения. В настоящей статье описаны некоторые из таких особенностей на примере рассмотрения споров МАС при БелТПП.

Филипишин Александр
Филипишин Александр

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита бизнеса»

Черныш Юлия
Черныш Юлия

Юрист, помощник адвоката АБ «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»

2103 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Шаг 1. Проверка действительности арбитражного соглашения

Рассмотрение спора в арбитраже возможно при наличии арбитражного соглашения, которым исключается компетенция государственных судов на рассмотрение спора. Истцу перед подготовкой искового заявления необходимо оценить: 

1) действительность арбитражного соглашения: 

— дееспособность лиц, заключивших арбитражное соглашение; 

— соответствие содержания арбитражного соглашения и действительной воли сторон (отсутствие порока воли); 

— соблюдение требований к форме арбитражного соглашения (письменная форма арбитражного соглашения в виде арбитражной оговорки в договоре либо в виде отдельного документа);

— наличие в арбитражном соглашении существенных условий:

а) четкое указание на арбитраж как избранный сторонами способ разрешения спора;

б) указание круга споров, подлежащих рассмотрению в арбитраже;

в) полное правильное наименование постоянно действующего арбитражного суда или применимого регламента; 

2) объективную арбитрабельность спора, то есть отсутствие исключительной компетенции государственных судов на рассмотрение спора, а также охватывает ли арбитражная оговорка конкретные виды споров*.

* Например, если арбитражная оговорка содержит формулировку, что стороны соглашаются передать в арбитраж споры, связанные со взысканием задолженности по договору, то, например, спор о признании договора недействительным не будет охватываться арбитражным соглашением и подлежит рассмотрению государственными судами в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством и международно-правовыми нормами.

Чтобы стороны могли быть уверены в юридической доброкачественности арбитражного соглашения, предпочтительно включать в договор рекомендуемую арбитражную оговорку того арбитражного института, на рассмотрение которого стороны передают споры. Обычно рекомендуемую арбитражную оговорку можно найти на официальном сайте соответствующего арбитражного института*.

* Рекомендуемая арбитражная оговорка МАС при БелТПП указана по короткой ссылке bit.ly/2GEYxy0.

Шаг 2. Претензионный порядок

Одной из особенностей рассмотрения споров в МАС при БелТПП является отсутствие необходимости соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, установленный законодательством. В силу п. 1 ст. 31 Регламента МАС при БелТПП МАС не связан нормами процессуального законодательства. Следовательно, соблюдение претензионного порядка  не является обязательным для арбитража.

Тем не менее с тактической точки зрения направление доарбитражной претензии может являться целесообразным для выяснения позиции ответчика до начала процесса, а также чтобы попытаться достигнуть соглашения об урегулировании спора в процессе переговоров, без обращения в арбитраж. 

Если же досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен договором, то его соблюдение является обязательным. 

Истец должен приложить к исковому заявлению в арбитраж доказательство соблюдения досудебного порядка, предусмотренного договором, иначе дело не будет возбуждено до предоставления таких доказательств. 

Шаг 3. Формулирование исковых требований и обращение в арбитражный суд с исковым заявлением, оплата арбитражного сбора

При формировании исковых требований истец должен учитывать круг споров, охватываемых арбитражным соглашением.

Требования к самому исковому заявлению согласовываются сторонами или определяются международным арбитражным судом для рассмотрения конкретного спора, а в постоянно действующем международном арбитражном суде определяются арбитражным регламентом (ч. 1 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде», далее — Закон о МАС).

В Регламенте МАС при БелТПП содержанию искового заявления посвящена ст. 21. В п. 1 данной статьи определяется:

— содержание искового заявления;

— документы, которые необходимо приложить к исковому заявлению.

Нужно обратить внимание на следующие особенности искового заявления:

1) при его подготовке необходимо учитывать положения арбитражного соглашения о языке разбирательства и применимом праве, если таковые имеются;

2) исковое заявление с приложениями должно подаваться в таком количестве экземпляров (копий), чтобы их было достаточно для оставления в деле, пересылки (вручения) другой стороне и каждому из арбитров;

3) в исковом заявлении может быть соединено несколько требований, только если они вытекают из одного договора; предъявление требований, вытекающих из разных договоров, возможно только по отдельности, в нескольких исковых заявлениях; за рассмотрение каждого заявления арбитражный сбор уплачивается отдельно;

4) к исковому заявлению прикладывается подтверждение уплаты арбитражного сбора.

Справочно.
Если сравнивать ставки арбитражного сбора и размер государственной пошлины за рассмотрение спора экономическим судом при небольшой цене иска, то ставки государственных пошлин в этом случае меньше и с этой точки зрения спор выгоднее передать на рассмотрение государственного суда. При цене иска, исчисляемой миллионами евро, ситуация меняется: арбитражный сбор меньше, чем размер соответствующей государственной пошлины.

Арбитражный сбор включает в себя:

— регистрационный сбор, который является платой за рассмотрение работниками арбитражного суда содержания искового заявления на предмет достаточности и пригодности представленных истцом документов для возбуждения производства по делу; исковое заявление считается поданным только после оплаты регистрационного сбора; регистрационный сбор уплачивается в размере 150 евро, увеличенном на ставку НДС;

— вознаграждение арбитров;

— компенсация административных расходов МАС при БелТПП.

Ставки арбитражного сбора и порядок уплаты определены в главе 7 Регламента МАС при БелТПП.  

Шаг 4. Формирование состава арбитража

Спор разрешается МАС в составе одного или трех арбитров. В соответствии с п. 1 ст. 5 Регламента МАС при БелТПП количественный состав суда определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров.

Закон о МАС позволяет сторонам самостоятельно определить не только количественный состав, но и порядок назначения арбитров. При отсутствии соглашения сторон о количестве и порядке назначения арбитров действуют правила, установленные ст. 17 вышеуказанного Закона. При этом аналогичный порядок предусмотрен Регламентом МАС при БелТПП и будет рассмотрен далее на примере назначения трех арбитров.

При коллегиальном составе арбитражного суда первые кандидатуры арбитров — как основного, так и запасного — предлагает истец в исковом заявлении.

Далее, в день поступления в МАС надлежаще оформленного искового заявления и оплаты арбитражного сбора возбуждается производство по делу, о чем Председатель МАС выносит определение, которое направляется истцу и ответчику в течение недели. Вместе с определением ответчику направляется копия искового заявления, Регламента МАС при БелТПП, список рекомендованных арбитров. В ответе на исковое заявление ответчик должен высказать свое мнение о предложенных истцом кандидатурах арбитров и предложить своих кандидатов основного и запасного арбитров.

При оценке предложенных истцом кандидатов арбитров необходимо обратить внимание:

— на соответствие кандидатов квалификационным требованиям, установленным арбитражным соглашением, законодательством, регламентом (например, в арбитражном соглашении могут быть определены требования к арбитрам о владении языком разбирательства, о профессиональном опыте); 

— отсутствие обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитров. При рассмотрении данного вопроса стоит обратиться к Руководящим принципам Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже (приняты решением Совета Международной ассоциации юристов 23 октября 2014 г.). Данный документ носит рекомендательный характер, однако активно используется на практике арбитражными судами по всему миру.

Но даже при отсутствии в арбитражном соглашении, применимом законе или регламенте конкретных требований к квалификации арбитров выбор арбитров имеет важное значение и может существенно повлиять на исход дела, так как решение состав арбитража выносит на основании внутреннего убеждения, опыта и квалификации. 

После того, как сторонам стали известны кандидатуры арбитров, рекомендуется самостоятельно исследовать вопрос об их соответствии квалификационным требованиям, а также удостовериться в отсутствии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитров, так как несоответствие вышеуказанным требованиям является основанием для отвода. В ст. 9 Регламента МАС при БелТПП установлен срок для подачи ходатайства об отводе арбитров — 15 дней со дня, когда стороне стало известно о назначении соответствующего арбитра или о наличии оснований для его отвода. На практике доказать тот факт, что обстоятельства для отвода арбитра стали известны стороне позднее, чем информация о назначении арбитра, практически невозможно. 

При выборе арбитров необходимо учитывать дополнительные правила, установленные Регламентом МАС при БелТПП:

— если стороны являются резидентами Республики Беларусь, то в качестве арбитра может быть назначено только лицо, включенное в Рекомендательный список арбитров;

— если хотя бы одна из сторон — нерезидент Республики Беларусь, то каждая из сторон вправе по своему усмотрению назначить в качестве арбитра лицо, не включенное в Рекомендованный список арбитров МАС при БелТПП. При этом если такой арбитр — иностранец, то избравшая его сторона в течение 10 дней с момента избрания (если иной срок не согласован с МАС) должна уплатить аванс на издержки, связанные с участием такого арбитра в рассмотрении дела.

Что касается назначения председателя состава арбитражного суда, то он выбирается двумя арбитрами, избранными сторонами, исключительно из Рекомендованного списка арбитров МАС при БелТПП.

Если стороны не назначат арбитров до истечения 30 дней с момента получения ответчиком копии искового заявления или если два арбитра в течение 10 дней не изберут третьего, назначение состава арбитражного суда производит председатель (Председатель МАС при БелТПП).

Шаг 5. Представление доказательств, рассмотрение дела и вынесение решения

О дате судебного разбирательства сторонам направляется письменное извещение. 

При подготовке дела к судебному разбирательству в иностранных арбитражных судах существует практика согласования сторонами и арбитрами «процессуального графика», который обычно фиксируют в виде процессуального приказа состава арбитражного суда и в котором устанавливаются:

— количество, последовательность и сроки предоставления сторонами письменных пояснений по делу;

— требования к оформлению письменных пояснений сторон и прилагаемых доказательств (нумерация, название файлов в электронной форме, язык, количество копий и т.д.), письменных свидетельских показаний;

— порядок и сроки раскрытия сторонами дополнительных доказательств;

— порядок обмена сообщениями;

— иные вопросы по организации слушаний.

При решении вопроса о раскрытии доказательств арбитры нередко прибегают к использованию Таблицы Редферна, которая заполняется в следующем порядке: 

1) каждая из сторон представляет перечень доказательств, которые она просит истребовать у другой стороны, и описывает относимость доказательств к делу; 

2) сторона, у которой истребуют доказательства, высказывает свою позицию относительно данной просьбы: соглашается их представить либо мотивированно отказывает; 

3) на основании изучения позиций сторон состав арбитража принимает окончательное решение, какие из запрошенных доказательств должна представить каждая из сторон.

В МАС при БелТПП установление «процессуального графика», порядка и сроков предоставления сторонами пояснений и доказательств арбитры также практикуют по сложным делам, фиксируя в специальном определении. 

Еще одной особенностью получения доказательств является положение ст. 34 Регламента МАС при БелТПП, в соответствии с которым состав суда или сторона с его согласия может обратиться в суд Республики Беларусь или суд иностранного государства с просьбой о содействии в получении доказательств по вопросу, рассматриваемому в МАС. В данном случае содействие государственного суда необходимо в связи с тем, что арбитры не обладают полномочиями судей и не могут направить в какой-либо государственный орган/организацию требование о предоставлении доказательств, подлежащее обязательному исполнению. 

Следует отметить, что изменение стороной позиции, а также представление существенных доказательств в конце процесса является фактически нарушением процессуального законодательства и крайне негативно воспринимается государственными судами, которые вправе не принять к рассмотрению поздно представленные доказательства. Аналогичных норм в Законе о МАС и Регламенте МАС при БелТПП применительно к арбитражному процессу не установлено. Состязательность с точки зрения арбитража допускает использование всех возможных средств защиты и правовых приемов, однако это использование должно быть добросовестным. Нарушение сроков и порядка предоставления пояснений и доказательств, установленных арбитрами, может повлечь отказ арбитров в их приобщении к делу и исследовании.  

В арбитражном процессе могут использоваться те же средства доказывания, которые перечислены в ХПК. При этом при представлении письменных доказательств сторонам необходимо руководствоваться ст. 18 Регламента МАС при БелТПП. В частности, каждое доказательство должно подаваться в количестве 3/5 экземпляров — по экземпляру другой стороне и одному/трем арбитрам, а также один экземпляр в материалы дела. 

В соответствии со ст. 14 Регламента МАС при БелТПП состав арбитражного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования. Требования об обязательном публичном оглашении решения или его резолютивной части ни Закон о МАС, ни Регламент МАС при БелТПП не содержат. На практике арбитры никогда не объявляют решение. Стороны получают его по почте после окончания арбитражного разбирательства. Конкретный срок, в течение которого арбитры должны составить и направить сторонам решения, акты законодательства также не содержат. Обычно в практике МАС при БелТПП по несложным делам решение направляется сторонам в пределах 1–2 месяцев после окончания арбитражного разбирательства.

Шаг 6. Обжалование и исполнение решения 

Решение МАС при БелТПП является окончательным и обязательным для сторон с момента его вынесения  (п. 1 ст. 44 Регламента МАС при БелТПП). 

Решение не подлежит обжалованию по мотивам его незаконности или необоснованности. Арбитражное решение может быть отменено только по определенным основаниям процессуально-правового характера.

Ходатайство об отмене арбитражного решения в силу ст. 251 ХПК рассматривается экономическим судом области (г. Минска) по месту нахождения арбитражного суда (установленное п. 2 ст. 44 Регламента МАС при БелТПП правило о рассмотрении такого ходатайства Высшим Хозяйственным Судом не применяется как противоречащее позднее принятым нормативным актам).

Срок для подачи ходатайства — 3 месяца со дня получения заявителем арбитражного решения.

В качестве оснований для отмены арбитражного решения ст. 43 Закона о МАС, ст. 255 ХПК указывают следующие:

— одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была полностью или частично недееспособна либо это соглашение недействительно по праву, которому стороны подчинили это соглашение, а при отсутствии такого указания — по праву Республики Беларусь;

— сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или о разбирательстве дела либо по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения;

— неарбитрабельность спора, то есть если предмет спора, по которому вынесено решение, не может быть предметом арбитражного разбирательства согласно законодательству Республики Беларусь;

— состав международного арбитражного суда или порядок разбирательства дела не соответствовали соглашению сторон, если только такое соглашение не противоречит Закону о МАС;

— решение арбитража противоречит публичному порядку Республики Беларусь. При этом под несоблюдением публичного порядка следует понимать нарушение общеустановленных принципов права.

Государственный суд не вправе пересматривать арбитражное решение по существу. 

Арбитражное решение должно исполняться в добровольном порядке, однако законодательством предусмотрена возможность принудительного исполнения решения в случае отказа или уклонения от его добровольного исполнения. 

Для обращения арбитражного соглашения к принудительному исполнению сторона, в чью пользу вынесено решение, должна обратиться в экономический суд по месту нахождения или месту жительства должника либо (в определенных случаях) по месту нахождения имущества должника с заявлением о выдаче исполнительного документа. 

Очевидно, что обращение в белорусский экономический суд за принудительным исполнением решения арбитража возможно, если ответчик находится на территории Республики Беларусь.

Если ответчиком является иностранное лицо, то порядок принудительного исполнения арбитражного решения усложняется. Анализируя перспективы исполнения решения МАС при БелТПП за рубежом, необходимо в первую очередь определить, является ли страна, в которой находится ответчик, участницей Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г., далее — Нью-Йоркская конвенция). Как правило, для обращения к исполнению решения МАС при БелТПП на территории иностранной страны — участницы Нью-Йоркской конвенции необходима подача соответствующего заявления о признании и исполнении арбитражного решения в местный суд по правилам, установленным процессуальным законодательством страны, в которой истребуется принудительное исполнение.

2103 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме