Ответ: В соответствии с п. 8 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, договор заключается при наличии у заказчика в том числе разрешительной документации на строительство объекта, выданной в установленном законодательством порядке, за исключением договора, предметом которого является разработка предпроектной (предынвестиционной) документации.
Согласно подп. 4.3 п. 4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, при возведении, реконструкции, реставрации на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта, архитектурно-планировочное задание, технические условия и технические требования.
Пункт 2 ст. 11 КоЗ предусматривает, что при принятии решения о разрешении проведения проектных и изыскательских работ и строительства на земельном участке, предоставленном для обслуживания капитального строения (здания, сооружения), одновременно изменяется целевое назначение земельного участка с установлением единого назначения — «для строительства и обслуживания».
Пунктом 29 Положения о порядке деления, слияния и изменения целевого назначения земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.01.2023 № 32, для обращения заинтересованного лица за государственной регистрацией изменения земельного участка на основании изменения его целевого назначения установлен срок в два месяца со дня принятия соответствующего решения. При невыполнении этого требования решение считается утратившим силу.
Таким образом, в состав разрешительной документации не включены документы, удостоверяющие соответственно права на земельные участки и/или подтверждающие государственную регистрацию их изменения в связи с разрешением осуществления строительной деятельности. Вместе с тем сила такой важной составляющей разрешительной документации, как решение, зависит от соблюдения требований по сроку обращения за регистрацией.
В данной связи, по нашему мнению, государственная регистрация изменения земельного участка не должна в обязательном порядке предшествовать запуску процедуры выбора проектной организации, при условии, что к моменту заключения договора на проектирование срок на обращение за регистрацией не истечет либо регистрация будет произведена.