Вы на портале

Внесены изменения в формы уведомлений о производстве СМР

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2019 № 758

С 16 ноября 2019 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2019 № 758, вносящее изменения в Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ (далее — Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 (далее — постановление № 343).

Чем обусловлено внесение изменений в Положение и что изменилось? Рассмотрим ниже.

2856 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Уведомления о производстве СМР: какова практика?

Порядок направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ (далее — СМР) определен Положением, ч. 1 п. 3 которого устанавливает, что до начала, а также до возобновления производства СМР <…> юрлица и ИП направляют в орган госстройнадзора соответственно уведомление о начале производства строительно-монтажных работ и уведомление о возобновлении производства строительно-монтажных работ.

Справочно.
Надзор за соблюдением установленного порядка строительства, в том числе в части сроков строительства объектов на этапе направления уведомлений о производстве СМР, осуществляют органы госстройнадзора (Указ от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора»).

Однако практика применения Положения показала, что изменение законодательства в развитие Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) «ограничило» органы госстройнадзора в возможности оперативного принятия мер в пределах своей компетенции по обеспечению соблюдения нормативных сроков строительства при возведении объектов, в том числе многоквартирных жилых домов.

Основным изменением является переход с разрешительного на уведомительный принцип начала производства строительно-монтажных работ.

Важно!
Ненаправление уведомления о начале производства СМР в органы госстройнадзора является основанием для отказа в выдаче заключений о соответствии объекта строительства проектной документации (п. 9 постановления № 343).

Так, ранее датой начала строительства являлась дата выдачи органами госстройнадзора разрешения на производство СМР (ч. 1 п. 4.3 ТКП 45-1.03-122-2015* в первоначальной редакции).

* ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий и сооружений и их комплексов. Основные положения» (далее — ТКП 45-1.03-122-2015).

Сейчас датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда согласно Правилам № 1450 или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами (ч. 1 п. 4.3 ТКП ТКП 45-1.03-122-2015 в редакции изменения № 1*).

* Изменение № 1 в ТКП 45-1.03-122-2015 введено в действие с 20.08.2018 приказом Минстройархитектуры от 05.07.2018 № 152.

Как показывает практика, субъекты часто пытались ставить на учет в органы госстройнадзора посредством уведомления объекты строительства, работы по которым фактически были начаты до его направления.

Также после регистрации объектов нередко устанавливались факты отсутствия либо несоответствия законодательству разрешительных документов по авторскому и техническому надзору.

Справочно.
Регистрация объектов строительства осуществляется согласно требованиям подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 в установленном постановлением № 343 порядке.

Причины долгостроев: кто «плохо» работает?

На основании реализации Совмином совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом подп. 1.2 п. 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 04.03.2019 № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» принят комплекс мер по устранению нарушений нормативных сроков строительства многоквартирных жилых домов.

При этом, как свидетельствуют результаты проверок, проблема долгостроев местными исполкомами до конца не решена — многие объекты возводятся с нарушением графиков и в ближайшей перспективе попадут в разряд сверхнормативных.

Так, некоторые райисполкомы прибегают к манипулированию нормами права и принятию незаконных решений, касающихся увеличения сроков строительства жилых домов в два раза, что позволяет застройщикам избегать административной ответственности за нарушение нормативных сроков строительства.

В то же время местные исполкомы, наделенные функцией контроля в сфере жилищного строительства, игнорируют правовые механизмы проведения контроля. Мониторинги, проверки и привлечение к ответственности недобросовестных застройщиков в большинстве случаев осуществляются только по требованию прокуратуры и КГК.

Распространенность сверхнормативного строительства жилых домов во многом обусловлена несоблюдением застройщиками непрерывности финансирования, отступлением от строительных норм и правил, отсутствием комплексного механизма контроля за сроками строительства и адекватных размеров ответственности за допущенные нарушения. 

Постановление № 758: каковы нововведения?

Постановление № 758 предусматривает включение в форму уведомления о производстве строительно-монтажных работ дополнительной информации (дата начала строительства по договору строительного подряда, нормативный срок строительства), а также обязанность заказчика информировать органы госстройнадзора о внесении в договоры строительного подряда изменений, касающихся сроков начала и завершения строительства объекта. 

Справочно.
Порядок осуществления органами госстройнадзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера регламентирован Инструкцией, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.01.2019 № 3.

Указанные изменения позволят органам госстройнадзора своевременно получать информацию о сроках строительства объектов на этапе направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, а также в случае внесения изменений в договоры стройподряда, касающихся сроков начала и завершения строительства объектов, в процессе производства СМР — принимать оперативные меры по устранению нарушений по указанным вопросам.

Резюме.
Незначительные дополнительные обязанности субъектов хозяйствования по предоставлению дополнительной информации в органы госстройнадзора будут способствовать обеспечению соблюдения установленного порядка строительства в части соблюдения нормативных сроков строительства объектов, в том числе многоквартирных жилых домов.
Это позволит обеспечить соблюдение интересов общества и государства, граждан и субъектов хозяйствования, в том числе в части своевременного вовлечения в хозяйственную деятельность объектов строительства, получения экономических и социальных эффектов в виде получения прибыли, уплаты налогов, введения дополнительных рабочих мест, своевременного получения гражданами квартир в многоквартирных жилых домах.

2856 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме