Что нового в сфере контрольной (надзорной) деятельности с 1 января 2018 г.?

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376

В настоящей статье представлен комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376). Рассмотрены основные нововведения в сфере контрольной (надзорной) деятельности, которые коснутся контролирующих органов и проверяемых организаций.

Смирницкий Михаил

Юрист

1981 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

C 1 января 2018 г. вступают в силу основные положения Указа № 376, которые вносят изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510). Изменения затрагивают сам Указ № 510 и утвержденные им положения о порядке организации и проведения проверок, о порядке проведения мониторинга, а также перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. 

Плановые и выборочные проверки

Плановых проверок больше не будет, вместо них будут выборочные проверки. Они, как и плановые проверки, будут планироваться. Сведения о предстоящей выборочной проверке будут включаться в план выборочных проверок, а не в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Справочно.
Как и в настоящее время, планы выборочных проверок будут формироваться органами Комитета государственного контроля на полугодие и размещаться на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов: на первое полугодие — не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, на второе полугодие — не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Есть основания полагать, что в 2018 г. или по крайней мере в первом его полугодии выборочные проверки проводиться не будут. Такой вывод следует из данного Правительству поручения доработать до 1 июля 2018 г. в соответствии с Указом № 376 интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и при необходимости иные взаимодействующие с ней системы в части формирования планов выборочных проверок. После этого в ней будет осуществляться централизованный учет предписаний на проведение проверок и их регистрация.

Комитету государственного контроля поручено сформировать планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 г. до 15 декабря 2018 г. (абзац второй п. 10, п. 13 Указа № 376).

Основания для назначения выборочной проверки

Как и в случае с плановыми проверками, выборочные проверки будут проводиться только в тех организациях, которые включены в план выборочных проверок. Однако основания назначения в организации выборочной проверки будут другими.

Справочно.
В настоящее время плановые проверки назначаются в зависимости от отнесения организации к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска, утвержденными Указом № 510.

Выборочные проверки будут назначаться с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении проверяющего органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

При назначении выборочной проверки проверяющий орган будет учитывать также информацию, представленную организацией по контрольному списку вопросов (чек-листу); полученную в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера, а также от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам, от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица; административные данные; аудиторское заключение (при его наличии).

Правительству поручено утвердить по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой методику формирования системы оценки степени риска до 1 декабря 2017 г., а до 1 января 2018 г. — ввести использование чек-листов всеми государственными органами (организациями), осуществляющими надзор в форме проверок, за исключением органов прокуратуры.

На основании утвержденной Правительством методики соответствующие проверяющие органы до 1 февраля 2018 г. должны утвердить критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки.

Периодичность проведения выборочной проверки

В настоящее время периодичность проведения плановой проверки одним и тем же проверяющим органом обусловлена отнесением организации к группе риска согласно критериям, утвержденным Указом № 510. К периодичности проведения выборочной проверки подход другой.

Как и плановая, выборочная проверка может быть назначена только по истечении двух лет со дня государственной регистрации организации, присвоения учетного номера плательщика обособленному подразделению организации (кроме созданных в порядке реорганизации), а также ввода в эксплуатацию объекта строительства в части деятельности организации в отношении этого объекта* (далее — защитный период).

* Запрет на проведение выборочных проверок в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию объекта строительства в части деятельности организации в отношении этого объекта является нововведением Указа № 376.

Проведение в течение 3 календарных лет нескольких выборочных проверок одной и той же организации одним проверяющим органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) запрещено.

Календарный период для назначения выборочной проверки будет исчисляться с года окончания предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, включая этот год.

Подход к проведению выборочных проверок одной организации разными проверяющими органами в течение календарного года останется такой же, как и для плановых проверок, — проведение только одной совместной проверки в течение календарного года.

Внеплановые проверки

Закрытый перечень оснований для назначения внеплановых проверок установлен в п. 12 Указа № 510. Сохраняется проведение внеплановых дополнительных проверок и внеплановых тематических оперативных проверок (п. 14 Указа № 510). Кроме того, Указом № 376 введено определение понятия «встречная проверка».

Справочно.
Встречная проверка — метод (способ) проведения проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

Как и в настоящее время, проверяющий орган вправе будет назначить и провести в организации внеплановую проверку в защитном периоде. Однако количество оснований для этого стало меньше. В частности, органы государственного санитарного надзора смогут провести такую проверку только в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемой организации. Внеплановые проверки органов государственного пожарного надзора в защитный период исключены.

Также уменьшилось количество оснований для назначения внеплановых проверок по истечении защитного периода.

Нововведением является то, что в ходе внеплановой проверки проверяющий орган вправе проверять только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении данной организации и послужившие основанием для назначения проверки.

Кроме того, по результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемой организации не будут применяться.

Проверки по поручению правоохранительных органов

Органы уголовного преследования будут вправе поручить проведение проверки проверяющим органам* (*За исключением органов Комитета государственного контроля) в соответствии с их компетенцией и сферой их контрольной (надзорной) деятельности только в рамках возбужденного уголовного дела. Руководители (их заместители) органов уголовного преследования утрачивают право поручать проведение проверок по находящимся в их производстве материалам.

За судами сохраняется право давать поручения о проведении проверок по находящимся в их производстве делам.

Срок для принятия решения о назначении или неназначении проверки руководителем проверяющего органа или его уполномоченным заместителем и сообщения об этом органу, давшему поручение, увеличивается с 3 до 5 рабочих дней со дня получения поручения.

Срок начала проверки при принятии решения о ее проведении остается тем же — не позднее 15 рабочих дней со дня получения поручения с возможностью согласовать иной срок.

Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера

Расширяется применение вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, имеющих предупредительно-профилактическую направленность.

Справочно.
Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера — действия проверяющих органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, включенные в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утверждаемый Правительством по согласованию с Президентом.

В настоящее время действует перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105.

Согласно данному перечню, например, Министерство жилищно-коммунального хозяйства вправе один раз в месяц в межотопительный период (один раз в неделю в отопительный период) обследовать объекты жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности на предмет подготовки к работе в осенне-зимний период и прохождению отопительного сезона, оформления паспорта готовности потребителей тепловой энергии и теплоисточников.

Правительству поручено до 1 декабря 2017 г. представить на согласование Президенту проект постановления о корректировке перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера с учетом требований Указа № 376.

По вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, запрещено проводить выборочные и внеплановые проверки.

Последствия выявления нарушений

Проверяющим органам предоставлено право по результатам мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, проверок и мониторингов выносить предложение о приостановлении (запрете) деятельности организации, индивидуального предпринимателя (их цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Проверяемый субъект обязан будет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения, информировать проверяющий орган о принятом решении. В случае принятия решения о нецелесообразности приостановления деятельности проверяющий орган вправе будет обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления.

При выявлении нарушений по результатам мероприятий технического (технологического, поверочного) характера проверяющий орган будет выносить требование (предписание) об их устранении с установлением срока.

В случае выполнения в установленный срок требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении организации и (или) ее должностных лиц, индивидуального предпринимателя не будут применяться.

При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности будут применяться.

Обжалование решений проверяющих органов

Расширен состав лиц, имеющих право обжаловать решения проверяющих органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц.

Теперь не только проверяемый субъект будет вправе обжаловать указанные решения и действия, но и любое лицо, полагающее, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

Полномочия проверяющих органов и их должностных лиц

Нововведением является то, что проверяющие органы и их должностные лица, проводящие проверку, вправе требовать у проверяемой организации, индивидуального предпринимателя только те сведения и документы, которые проверяемые субъекты обязаны иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами. Причем, как и в настоящее время, указанные сведения и документы должны относиться к вопросам, подлежащим проверке.

Ответственность проверяющих

Указ № 376 вводит административную ответственность должностных лиц проверяющих органов за совершение грубых нарушений при проведении проверок.

Согласно п. 23-1, которым дополнен Указ № 510, к грубым нарушениям, совершенным должностным лицом проверяющего органа, отнесены:

• невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);

• отсутствие оснований назначения проверки;

• превышение установленных сроков проведения проверки;

• проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции проверяющего органа, проводящего проверку;

• требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;

• отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;

• непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом № 510.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль, который в настоящее время проводится в соответствии с Указом № 510, упраздняется. На основании Указа № 376 утрачивает силу Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

Вместо ведомственного контроля государственные органы будут осуществлять управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности их работы и выработкой предложений по ее повышению.

Перечень проверяющих органов

Указом № 376 в новой редакции изложен перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. Согласно данному перечню не относятся более к проверяющим органам, в частности, следующие: Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, Государственный комитет судебных экспертиз, Министерство внутренних дел, Департамент по ядерной и радиационной безопасности, органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики, органы, осуществляющие ведомственный контроль.

Указанные органы будут вправе проводить проверки в рамках контроля в своей сфере за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если по законодательству они являются лицензирующими органами.

1981 Shape 1 copy 6Created with Avocode.