Ограничение сферы регулирования цен на стройматериалы
Ключевым нововведением постановления № 73 является установление перечня стройматериалов, на которые с 1 сентября 2021 г. распространяется госрегулирование цен. Так, госрегулирование распространяется:
— на перечень стройматериалов согласно приложению к постановлению № 73 (включает 33 позиции: цемент, лесоматериалы, отделочные материалы, конструкции стальные и др.);
— перечень реализуемых юрлицами и ИП товаров, сделки по которым в обязательном порядке должны заключаться на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714).
С учетом этого положения о применении предельного норматива рентабельности, предельной максимальной надбавки и предельной максимальной оптовой надбавки к отпускным ценам распространяются только при установлении цен на данные категории стройматериалов.
Справочно.
Ответственность за нарушение установленного порядка (формирования) и (или) применения цен (тарифов) предусмотрена ст. 13.2 КоАП.
Согласно письму Минстройархитектуры от 01.09.2021 № 04-3-02/11144 «О разъяснении норм постановления Минстройархитектуры» нормы постановления № 73 не распространяются на субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю при реализации строительных материалов физическим лицам для использования при строительстве жилых домов.
Предельный норматив рентабельности
Постановлением № 73 определено, что предельный норматив рентабельности рассчитывается от плановой себестоимости без учета расходов, связанных с транспортировкой стройматериалов до пункта разгрузки, определенного договором (абз. 2 и 3 п. 1 постановления № 73). Иные вопросы регламентации предельного норматива рентабельности не претерпели изменений по сравнению с постановлением № 13.
Так, в соответствии с постановлением № 73 установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на строительные материалы, изделия, конструкции по перечню согласно приложению, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), производимые на территории Республики Беларусь:
— юрлицами и ИП для реализации, — в размере 20 % к плановой себестоимости без учета расходов, связанных с их транспортировкой до пункта разгрузки, определенного договором;
— юрлицами и ИП, выполняющими функцию подрядчика, для собственного использования (за исключением строительства хозяйственным способом), — в размере 15 % к плановой себестоимости без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения.
Предельная максимальная надбавка
Как и ранее, формировать отпускную цену на ввозимые стройматериалы необходимо исходя из контрактной цены, расходов по импорту, расходов на страхование груза, транспортных расходов по приобретению товара и предельной максимальной надбавки в размере 10 % от контрактной цены (п. 2 постановления № 73).
Какие-либо изменения в части регулирования предельной максимальной надбавки, в том числе ее размера 10 %, постановлением № 73 не предусмотрены.
Предельная максимальная оптовая надбавка
Предельная максимальная оптовая надбавка к отпускным ценам, как и в ранее действовавшем постановлении № 13, установлена в размере 10 % независимо от количества участвующих посредников.
При этом определено, что юрлицо или ИП при оптовой торговле товаром, в отношении которого оно или он не является производителем или импортером, применяет оптовую надбавку в размере, не превышающем предельную максимальную оптовую надбавку, при условии подтверждения производителем или импортером соблюдения предельного норматива рентабельности и предельной максимальной надбавки.
Другим нововведением является обязанность отражать в первичных учетных документах сведения об уровне применяемых оптовых надбавок к ценам производителя или импортера.
Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на стройматериалы
Постановлением № 73 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на стройматериалы (далее — Инструкция).
Документом предусмотрены дефиниции терминов «импортер», «оптовая надбавка», «отпускная цена», «производитель», «цена реализации».
При этом в Инструкции не нашли отражения определения терминов «строительный материал», «строительное изделие» и «строительная конструкция», тогда как в ранее действовавшем постановлении № 13 они приводились. Полагаем, что в настоящее время для установления содержания таких терминов необходимо обращаться к техническому регламенту «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY).
Инструкцией установлено, что отпускные цены на товары определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли с учетом конъюнктуры рынка и предельного норматива рентабельности. Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики по вопросам ценообразования. При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров затраты распределяются в соответствии с учетной политикой (п. 3 Инструкции).
Отпускные цены и цены реализации устанавливаются без НДС в белорусских рублях за принятую единицу измерения. Налоги и иные обязательные платежи, установленные законодательством, включаются в отпускные цены и цены реализации в размерах и с учетом порядка их исчисления согласно законодательству (п. 6 Инструкции).
Производители и импортеры, за исключением субъектов хозяйствования, на которых данные требования не распространяются (например, организации, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов), обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен на товары (п. 7 Инструкции). Под экономическими расчетами здесь следует понимать плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат (материальных, трудовых, накладных и пр.) с учетом принятой учетной политики.
Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются импортером по официальному курсу Национального банка на дату установления цены. В случае изменения официального курса Национального банка в течение срока действия утвержденных цен отпускные цены не пересчитываются (п. 8 Инструкции).
Производители и импортеры при реализации товаров (за исключением товаров, сделки с которыми должны заключаться на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа») могут предоставлять покупателю скидки с отпускной цены. Скидки предоставляются в соответствии с утвержденным производителем (импортером) порядком применения скидок (пп. 9, 15 Инструкции).
В случае утверждения юрлицом или ИП нескольких прейскурантов на производимые товары плановая себестоимость одноименных видов товаров по всем прейскурантам должна быть едина. Норматив рентабельности, не превышающий предельный, устанавливается по каждому наименованию товара (п. 11 Инструкции). Данные положения не распространяются на юрлиц и ИП при реализации ими товаров, включенных в перечень товаров, сделки с которыми должны заключаться на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа») (п. 15 Инструкции).
Для соблюдения требований законодательства об ограничении цен при реализации стройматериалов между субъектами хозяйствования заключаются договоры, в которых должна содержаться информация о цели приобретения стройматериалов, источнике финансирования, наименовании объекта строительства (по жилым домам — только о наименовании объекта строительства) (п. 12 Инструкции).