Вы на портале

Трудовые отношения с обязанными лицами: разрешаем сложные вопросы

Трудоустройство лиц, обязанных возмещать расходы по содержанию детей, вызывает у нанимателей немало вопросов. Какие особенности законодательства следует учесть, принимая на работу в строительную организацию соискателей, относящихся к указанной категории, рассмотрим в статье.

Семенихина Светлана
Семенихина Светлана

Юрист-лицензиат

1873 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто относится к числу обязанных лиц?

С учетом положений ч. 1 п. 8 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет № 18) обязанность возмещать расходы по содержанию детей возникает у родителей в случае:

— отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

— отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

— лишения их родительских прав;

— нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

— отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. 

При этом расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с ч. 3 ст. 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения (ч. 2 п. 8 Декрета № 18). 

Справочно.
Перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2010 № 36.

Обязанными лицами являются как работающие и добровольно возмещающие расходы по содержанию детей граждане, так и неработающие. 

Справочно.
Неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству по судебному постановлению о трудоустройстве (ч. 1 п. 13 Декрета № 18).

Таким образом, можно выделить следующие категории работников, являющихся обязанными лицами:

— работники, которые приобрели статус обязанного лица в процессе трудовой деятельности и добровольно возмещают расходы, затраченные государством на содержание детей;

— работники, которые приобрели статус обязанного лица до трудоустройства к конкретному нанимателю, а затем самостоятельно трудоустроились и добровольно возмещают расходы;

— работники, являющиеся обязанными лицами, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению.

В каком порядке определяется организация, в которую будет трудоустроено обязанное лицо? 

В соответствии с положениями ч. 1 и 2 п. 14 Декрета № 18 судебное постановление о трудоустройстве в течение 3 рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, — по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению.

Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение 3 рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.

Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.

Обязанные лица могут быть трудоустроены в организацию, включенную в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, определенный областными, а также Минским городским исполнительными комитетами совместно с Минским областным исполнительным комитетом. 

Справочно.
Организации, перечисленные в перечне, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям (ч. 11 п. 14 Декрета № 18).

В чем заключаются особенности приема на работу обязанных лиц?

Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите.

Справочно.
Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы (ч. 3–6 п. 14 Декрета № 18).

В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации. 

Допустимо ли установление обязанным лицам предварительного испытания?

Согласно ч. 2 п. 10, ч. 13, 15 п. 14 Декрета № 18 трудовые отношения с обязанными лицами могут быть прекращены:

— после освобождения их от уплаты расходов по содержанию детей по решению суда;

— после полного возмещения расходов по содержанию детей;

— после самостоятельного трудоустройства обязанных лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.

С учетом положений ч. 1 ст. 29 ТК при заключении трудового договора с предварительным испытанием работник вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием как до истечения срока предварительного испытания (предупредив об этом нанимателя письменно за 3 дня), так и в день истечения его срока.

Аналогичная ситуация может возникнуть в случае заключения с работником, являющимся обязанным лицом, контракта. Контракт может быть прекращен по инициативе работника по истечении срока его действия.

Таким образом, как установление предварительного испытания при приеме на работу обязанных лиц, так и заключение с ними контракта будет противоречить требованиям, определенным Декретом № 18, в части прекращения трудовых отношений с такими работниками.

Ввиду того, что при приеме на работу обязанных лиц определить конкретную продолжительность трудовых отношений с ними не представляется возможным, с работниками указанной категории следует заключать бессрочный трудовой договор. При этом включение в него условия об установлении предварительного испытания не допускается.

Какие социальные гарантии предоставляются обязанным лицам?

Согласно ч. 7 п. 14 Декрета № 18 на работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих). Указанное означает, что обязанное лицо, имеющее высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, при отсутствии у нанимателя подходящих вакансий может быть принято на работу, предполагающую осуществление неквалифицированного труда (например, грузчик, уборщик производственных помещений).

Справочно.
Если работник, являющийся обязанным лицом, добровольно возмещает расходы по содержанию детей, продолжительность его трудового отпуска определяется согласно ч. 1 ст. 155 ТК (продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней).

С учетом положений ч. 8 п. 14 Декрета № 18 работники, относящиеся к числу обязанных лиц, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются. 

Продолжительность трудового отпуска сотрудника на протяжении рабочего года может изменяться. Например, если в течение рабочего года после полного возмещения расходов по содержанию детей он утратит статус обязанного лица, количество дней положенного ему трудового отпуска увеличится с 7 календарных дней до 24. Итоговая продолжительность отпуска работника в подобном случае определяется пропорционально отработанному времени. Порядок такого расчета закреплен в ст. 177 ТК

По каким основаниям допустимо прекращение трудовых отношений с обязанными лицами?

По общему правилу, закрепленному в ч. 13 п. 14 Декрета № 18, наниматель не вправе уволить обязанное лицо до полного возмещения последним расходов по содержанию детей.

Исключением из указанного правила являются случаи прекращения трудовых отношений по причине:

— ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

— несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;

— совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

— призыва работника на военную службу, направления на альтернативную службу;

— восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

— вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

— смерти работника, признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, смерти нанимателя — физического лица;

— совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;

— направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий.

Отдельное основание прекращения трудовых отношений с обязанными лицами предусмотрено ч. 15 п. 14 Декрета № 18. Увольнение такого работника допустимо также в случае его самостоятельного трудоустройства на новое место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы. 

Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Прекращение трудовых отношений с обязанным лицом в таком случае следует осуществлять по основанию, преду­смотренному п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК

Какие действия предпринять, если обязанным лицом совершен прогул?

По общему правилу прогул (в том числе отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин является дисциплинарным проступком, за совершение которого работника допустимо привлечь к дисциплинарной ответственности, в том числе и уволить. Однако наниматель, у которого работает обязанное лицо, не вправе уволить его в случае прогула, поскольку увольнение по данному основанию не входит в перечень допустимых оснований прекращения трудовых отношений с обязанными лицами, установленный Декретом № 18. То есть за совершение прогула к такому работнику допустимо применить лишь замечание, выговор либо лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (ч. 1 ст. 198 ТК).

Справочно.
Работники, обязанные возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины могут быть переведены нанимателем с согласия органа по труду, занятости и социальной защите на другую работу (ч. 3 ст. 30 ТК).

При этом наниматель как лицо, ответственное за ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее, в день отсутствия такого сотрудника на рабочем месте должен проинформировать об этом соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел. Кроме того, на него возлагается обязанность установить причины неявки работника и принять меры по обеспечению явки на работу обязанного лица.

Если неявка на работу обязанного лица не обусловлена какими-либо уважительными причинами, наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите должны обратиться в орган внутренних дел о содействии в доставке такого лица на работу. В дальнейшем органом внутренних дел указанному работнику будет вынесено официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечена его явка (доставка в случае обнаружения этого лица по результатам розыска).

1873 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме