Вы на портале

Трудовые отношения с обязанными лицами: что необходимо учесть юристу?

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет № 18). Он предусматривает ряд конкретных норм, касающихся действий нанимателей в отношении лиц, являющихся в соответствии с п. 8 Декрета № 18 обязанными.

Котлярова Инна
Котлярова Инна

Ведущий специалист отдела кадров филиала «Минские электрические сети» РУП «Минскэнерго»

2540 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто признается обязанным лицом

Обязанными лицами являются родители, обязанные возмещать государству расходы на содержание детей в следующих случаях (часть первая п. 8 Декрета № 18):

— отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

— отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

— лишения их родительских прав по решению суда;

— нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

— отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Обязанность родителей возмещать расходы на содержание детей возникает со дня помещения ребенка (детей) на государственное обеспечение, но не ранее дня:

— принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка у родителей. О таком решении комиссия информирует нанимателей по месту работы таких родителей в течение 5 рабочих дней (абзац второй части первой п. 4 Декрета № 18);

— вынесения постановления органом, ведущим уголовный процесс, в отношении родителей;

— вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей (часть первая п. 9 Декрета № 18).

Особенности трудоустройства обязанных лиц

По общему правилу обязанное лицо должно быть трудоустроено в случаях, когда оно (пп. 13, 17 Декрета № 18, п. 13 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105):

— не работает;

— работает, но размер его заработной платы и приравненных к ней доходов не позволяет ему в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по содержанию детей в добровольном порядке;

— находится в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП);

— прекратило находиться в ЛТП;

— освобождено из мест лишения свободы;

— подвергнуто административному аресту с обязательным привлечением к труду за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве (ст. 9.27 КоАП).

К сведению.
Обязанные лица трудоустраиваются только в организации, включенные в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, определенных обл-исполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом.

Обязанные лица, которые трудоустраиваются самостоятельно, при приеме на работу представляют те же документы, что и иные категории работников.

Обязанные лица, принимаемые на работу по направлению органа по труду, занятости и социальной защите на основании судебного постановления о трудоустройстве, в числе документов, предусмотренных частью первой ст. 26 ТК, представляют нанимателю направление на работу. Это направление является основанием для приема на работу таких обязанных лиц (часть четвертая п. 14 Декрета № 18).

Оформление трудовых отношений с обязанными лицами

Иногда у обязанных лиц отсутствует один или несколько документов, необходимых для предъявления при приеме на работу (ст. 26 ТК). В этом случае следует руководствоваться положениями Декрета № 18, согласно которым:

— отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, не допускается (часть шестая п. 14 Декрета № 18);

— основанием для приема на работу обязанных лиц, в отношении которых вынесено судебное постановление о трудоустройстве, является направление органа по труду, занятости и социальной защите (часть четвертая п. 14 Декрета № 18).

В некоторых случаях для заключения трудового договора обязанное лицо должно предоставить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья (п. 6 части первой ст. 26 ТК). Это, в частности, случаи, когда для приема на работу работнику необходимо пройти предварительный медицинский осмотр (приложения 1–3 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47).

Нередко у обязанных лиц отсутствует медицинская справка о состоянии здоровья, необходимая для выполнения работы, на которую они направлены органом по труду, занятости и социальной защите. В этом случае наниматель не вправе отказать обязанному лицу в приеме на работу в связи с отсутствием документов, необходимых для заключения трудового договора. В день прибытия обязанного лица для трудоустройства следует издать приказ (распоряжение) о приеме на работу, в тексте которого указать, в частности, о направлении обязанного лица на предварительный медосмотр и дату (сроки) для прохождения медосмотра обязанным лицом.

К сведению.
На период прохождения обязанным лицом медосмотра нужно оформить отстранение обязанного лица от работы на основании п. 4 части второй ст. 49 ТК. Для этого издается приказ (распоряжение) об отстранении работника от работы. В этом документе, в частности, указывается период, на который работник отстраняется от работы. Период отстранения чаще всего определяется не наступлением определенной даты, а наступлением определенного события, а именно прохождением работником медосмотра.

Непредставление обязанным лицом в срок, установленный нанимателем, документов, непрохождение им предварительного медосмотра являются одними из случаев уклонения обязанного лица от трудоустройства по судебному постановлению (часть первая п. 14-1 Декрета № 18). Эти действия обязанного лица являются основанием для привлечения его к административной или уголовной ответственности в соответствии с нормами КоАП и Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Особенности трудового договора с обязанными лицами

При оформлении трудовых отношений с обязанными лицами, а также при заключении трудового договора с обязанным лицом, которое направлено к нанимателю органом по труду, занятости и социальной защите на основании судебного постановления о трудоустройстве, необходимо обратить внимание на некоторые особенности.

Так, с обязанными лицами целесообразно заключать трудовой договор на неопределенный срок. Заключение с ними срочного трудового договора нецелесообразно по той причине, что с обязанными лицами, не полностью возместившими расходы на содержание детей (часть тринадцатая п. 14 Декрета № 18), не предусматривается прекращение трудового договора в связи с истечением срока трудового договора.

При заключении с работником, к примеру, контракта трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе работника по истечении срока действия контракта (п. 2 части второй ст. 35, ст. 38 ТК), а также по дополнительным основаниям, предусмотренным подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29). Данные основания не могут применяться в отношении обязанных лиц, не полностью возместивших расходы государству по содержанию детей, так как они могут быть уволены только по основаниям и в связи с обстоятельствами, перечисленными в части тринадцатой п. 14 Декрета № 18.

Нанимателю при приеме на работу обязанного лица неизвестно, когда таким работником будут полностью возмещены государству расходы на содержание детей. Кроме того, контракт должен предусматривать предоставление работнику дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29). Данное положение не может применяться в отношении обязанных лиц, направленных на работу на основании судебного постановления о трудоустройстве, так как эти лица имеют право на трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней (часть восьмая п. 14 Декрета № 18).

Устанавливать обязанным лицам предварительное испытание при приеме на работу (ст. 28 ТК) также нецелесообразно, поскольку трудовой договор с предварительным испытанием может быть расторгнут до истечения срока предварительного испытания и в день истечения его срока как по инициативе нанимателя, так и по инициативе работника (часть первая ст. 29 ТК). Если работник — обязанное лицо, которому установлен испытательный срок, не полностью возместил государству расходы на содержание детей, с ним по общему правилу не может быть расторгнут трудовой договор с предварительным испытанием как до истечения испытательного срока, так и в день его истечения, поскольку это противоречит требованиям части тринадцатой п. 14 Декрета № 18.

К сведению.
В отношении обязанных лиц, которые трудоустроились самостоятельно (не по судебному постановлению о трудоустройстве) и полностью возмещают расходы по содержанию детей в добровольном порядке, действуют общие положения законодательства о труде.
В случае полного возмещения расходов по содержанию детей обязанное лицо перестает им быть. В таком случае данный работник может быть уволен с работы в общем порядке.

2540 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме