Содержание:
Понятие и квалификационный признак капитального ремонта
Капитальный ремонт объекта строительства ‒ совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З).
С 23.07.2024 вступает в силу Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в котором капитальный ремонт определен как совокупность строительно-монтажных, пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта, в том числе с применением новых материалов и технологий.
Заказчик совместно с представителем проектной организации (при необходимости привлечения) осуществляет отнесение работ к капитальному ремонту в соответствии с п. 3 Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2022 № 66 (далее – Инструкция № 66).
Вид строительной деятельности определяется на основании квалификационных признаков. Квалификационным признаком капитального ремонта является восстановление утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта в результате выполнения строительно-монтажных работ, связанных с восстановлением (усилением), улучшением и (или) заменой отдельных конструкций, деталей, инженерно-технологического оборудования объекта. Объектом капитального ремонта является только существующее капитальное строение (здание, сооружение), объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Порядок определения вида деятельности в строительстве
Для определения вида строительной деятельности следует:
1) определить вид работ, которые необходимо выполнить на объекте;
2) классифицировать работы по видам строительной деятельности. Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте, определен в приложении Б к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.12.2021 № 106:
- восстановление и усиление несущих конструкций зданий и сооружений;
- усиление основания под фундаменты;
- восстановление гидроизоляции фундаментов здания;
- усиление фундаментов под оборудование;
- восстановление или усиление простенков, перемычек, карнизов;
- защита от шума и вибрации;
- утепление (устранение сырости и продуваемости) фасадов зданий с доведением сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до нормативного значения, установленного ТНПА для капитального ремонта, утепление вентиляционных шахт, чердачных перекрытий и совмещенных кровель;
- усиление или замена перегородок;
- замена перекрытий и покрытий;
- замена кровли;
- замена пола с изменением его конструкции;
- устройство козырьков над входами в здания и над балконами верхних этажей;
- ремонт и восстановление несущей способности балконов и лоджий;
- замена и усиление лестничных маршей;
- замена и устройство пожарных лестниц;
- замена неисправных внутренних и наружных инженерных систем зданий и сооружений;
- замена газопроводов и газового оборудования, установка счетчиков газа;
- замена лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов;
- ремонт или замена установок автоматического пожаротушения, систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной вентиляции и внутреннего противопожарного водопровода;
- ремонт существующих элементов благоустройства, восстановление озеленения на придомовой территории, установка малых архитектурных форм взамен демонтированных;
- работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие капремонту, в том числе восстановление отделки вспомогательных, жилых и (или) подсобных помещений жилых домов в местах, нарушенных при производстве работ по капремонту;
3) определить вид строительной деятельности.
Обратите внимание.
При определении вида строительной деятельности нужно учитывать принципы поглощения, установленные Инструкцией № 66: реконструкция поглощает модернизацию, модернизация ‒ капитальный ремонт.
Учет затрат при капитальном ремонте
Затраты на капитальный ремонт признаются расходами организации в том отчетном периоде, в котором они произведены. Отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, которые подтверждают понесенные затраты. Выполнение строительно-монтажных работ при капитальном ремонте на объекте строительства оформляется:
- актом формы С-2а ‒ при выполнении работ хозяйственным способом, в случае составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (пп. 9 и 10 Инструкции о порядке применения актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, первичных учетных документов, оформленных при выполнении строительных работ за пределами Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 «О сдаче-приемке выполненных работ»);
- актом формы С-2б ‒ применяется для сдачи-приемки работ, расчеты за которые производятся по неизменной договорной (контрактной) цене.
Затраты на капитальный ремонт могут отражаться по дебету в счете 23 «Вспомогательные производства» в случае, если объект задействован во вспомогательных производствах; в счете 25 «Общепроизводственные затраты», если объект используется в основном производстве; в счете 26 «Общехозяйственные затраты» для объектов управленческих, административно-бытовых нужд организации и т.д. (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «О типовом плане счетов бухгалтерского учета»).
Проведение процедуры закупки
В зависимости от источника финансирования определяется обязательность проведения закупок. Если объект строительства финансируется полностью или частично за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, получатели таких средств обязаны проводить процедуры государственных закупок (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон № 419-З). Установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) не применяются в случаях осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома. Закупки в случае строительства объектов, которые финансируются за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны осуществляться на основании разработанного ими локального нормативного правового акта, утвержденного их руководителем.
Рассмотрим требования, которые заказчик может предъявить при проведении процедур закупок. В случае проведения государственных закупок участники должны соответствовать требованиям, изложенным в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З:
1) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
2) юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо);
3) индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
4) в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве и т.д.
В случае выполнения работ по капитальному ремонту, в зависимости от выполняемых работ, организации-участники должны иметь аттестат соответствия. Например, при выполнении электромонтажных работ при капитальном ремонте необходимо иметь аттестат соответствия на строительство объектов 1‒4-го классов сложности на данный вид работ. Перечень видов работ, подлежащих аттестации, отражен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».
Для заключения договора строительного подряда на выполнение строительных работ в соответствии с п. 8 Правил № 1450 подрядчик должен иметь в штате аттестованных специалистов. Специалисты, специализации которых подлежат аттестации, установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей и специалистов». Контроль выполнения работ на объекте должен осуществлять аттестованный специалист.
Дополнительно к участнику предъявляются требования, установленные приложением 1-1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).
Пример.
При приобретении работ (услуг) из групп 41.0‒43.9 секции F «Здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений» ОКРБ 007-2012 (за исключением случаев, когда ориентировочная стоимость предмета государственной закупки составляет не более 1000 базовых величин, а также случаев приобретения работ по техническому обслуживанию и проведения процедур закупок из одного источника) предъявляются следующие дополнительные требования:
— способность выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), составляющих предмет госзакупки, собственными силами;
— наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг) более 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);
— деловая репутация участника.
Иные требования, которым должен соответствовать участник, отражены в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, ч. 3 подп. 1.7 п. 1 постановления № 395.
Список требований к участникам процедуры закупки, в том числе документы, подтверждающие их соответствие, должны быть указаны в документах, предоставляемых для подготовки предложения при проведении процедуры государственной закупки в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 419-З.