Содержание:
Что нужно учитывать при заключении договора?
Отношения между заказчиком и подрядчиком в строительной деятельности при заключении и исполнении ими договоров строительного подряда регулируются Правилами № 1450, ГК, иными актами законодательства.
Одним из существенных условий договора строительного подряда является указание в нем сроков строительства. Такие сроки должны быть конкретными и содержать число, месяц и год начала и завершения строительства объекта.
Обратите внимание.
По согласованию сторон в договоре могут быть предусмотрены сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ – промежуточные сроки строительства (п. 10 Правил № 1450).
Важно учитывать, что сроки строительства объекта, устанавливаемые в договоре строительного подряда, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок. Вместе с тем в исключительных случаях законодательство позволяет изменять сроки строительства объектов, в том числе продлевать их. При этом не допускается изменение сроков строительства объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь (п. 17 Правил № 1450).
Справочно.
Продолжительность строительства – период времени от даты начала разработки предпроектной документации до даты приемки объекта строительства в эксплуатацию в установленном порядке. Датой начала разработки предпроектной документации считают дату принятия заказчиком в строительной деятельности локального правового акта о разработке предпроектной документации собственными силами или с привлечением сторонней организации (подп. 3.4 п. 3 СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительно-монтажных работ на объектах строительства. Порядок определения»).
По каким причинам превышается срок строительства?
Превышение срока строительства объекта может быть обусловлено различными факторами:
- непредвиденные обстоятельства;
- некачественное или несвоевременное выполнение работ подрядчиком;
- задержки в поставках материалов;
- недостатки проектной документации, которые требуют устранения;
- выявление дополнительных работ, не предусмотренных в проектной документации;
- отсутствие или перебои в финансировании и др.
Какими НПА регулируется продление сроков строительства?
В случае нарушения подрядчиком нормативных сроков строительства у заказчика возникает необходимость в продлении сроков строительства объекта.
Для этого заказчик должен обратиться в уполномоченные органы в порядке, установленном законодательством, и получить согласование на изменение сроков строительства объекта.
Порядок и сроки обращения заказчика с заявлением о согласовании изменения сроков строительства, перечень уполномоченных государственных органов, согласовывающих изменение сроков строительства объекта, а также перечень документов, которые заказчику необходимо приложить к заявлению, сроки рассмотрения заявлений и последствия отказа в согласовании продления сроков строительства установлены:
- п. 17 Правил № 1450;
- Регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования по подп. 3.16.5 п. 3 «Согласование изменения (продления) сроков строительства объектов жилищного строительства при первичном изменении (продлении) сроков строительства, а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь)», утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.01.2022 № 16 (далее – постановление № 16);
- Регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп. 3.16.6 п. 3 «Согласование изменения (продления) сроков строительства объектов жилищного строительства при повторном изменении (продлении) сроков строительства (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь)», утвержденным постановлением № 16.
Обратите внимание.
В случае наличия законных оснований для изменения сроков строительства объекта заказчику рекомендуется рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в проектную документацию.
Какие госорганы согласовывают изменение сроков?
В соответствии с п. 17 Правил № 1450 в исключительных случаях изменение сроков строительства объектов, включая их продление, осуществляется по согласованию:
- с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами – в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов;
- с областными, Минским городским исполнительными комитетами – в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства);
- с государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» ‒ в отношении объектов индустриального парка на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
При реализации строительного проекта и нарушении подрядчиком срока строительства объекта заказчику нужно учитывать, что сроки на обращение в уполномоченные органы с заявлением о согласовании изменения сроков строительства объекта являются сжатыми, а содержание заявления и перечень прилагаемых документов должны быть четко проработанными и обоснованными.
Продолжение ‒ в следующем номере.