Вы на портале

Правовое регулирование деятельности банков по проведению контрольных обмеров в строительстве

Вопрос: Каковы правовые основания деятельности банков по проведению контрольных обмеров в строительстве? Какие вопросы вправе ставить банк перед участниками строительства при проведении контрольных обмеров?

Фарберова Анастасия

юрист

2437 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Порядок проведения открытыми акционерными обществами «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Банк развития Республики Беларусь» (далее — банки) контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат при строительстве (реконструкции) объектов с привлечением кредитов, предоставляемых юридическим лицам на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости на льготных условиях, определен Положением о порядке проведения контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат при строительстве (реконструкции) объектов с привлечением кредитов банков, утвержденным совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.06.2013 № 469/10 (далее — Положение).

Помимо банка участниками контрольных обмеров являются заказчик, подрядчик, проектировщик, инженер (инженерная организация), представители которых участвуют в проведении контрольных обмеров и подписывают документы, составленные по их результатам.

Согласно п. 10 Положения при проведении контрольных обмеров банком проверяются:

• наличие разрешительной документации, выданной в порядке, установленном законодательством;

• наличие проектной документации, утвержденной в установленном порядке;

• наличие документов о проведении процедур государственных закупок, установленных законодательством, подрядных торгов (переговоров) по выбору подрядчика;

• соответствие расчета договорной (контрактной) цены установленному порядку;

• соответствие условий заключенных договоров строительного подряда предложению победителя процедур государственных закупок, установленных законодательством, подрядных торгов по выбору подрядчика, результатам переговоров;

• наличие договоров строительного подряда на строительство (реконструкцию) объекта, их соответствие установленным правилам в части соблюдения порядка расчетов за выполненные строительно-монтажные работы и порядка переноса сроков ввода объекта в эксплуатацию;

• наличие документов, подтверждающих приемку выполненных строительно-монтажных работ и их стоимость;

• наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и объекта в целом.

Выборочно банком проверяются:

• соответствие выполненных строительно-монтажных работ требованиям утвержденной проектной документации, при необходимости — требованиям технических нормативных правовых актов;

• соответствие расчетов стоимости выполненных строительно-монтажных работ требованиям нормативных правовых актов по ценообразованию в строительстве;

• соблюдение порядка расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, в том числе использования авансов, проведения индексации несвоевременно использованных авансов и (или) уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неотработанных авансов и (или) использованных не по назначению целевых авансов;

• соответствие объемов и стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и произведенных затрат объемам и (или) стоимости строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и затратам, отраженным в проектной документации, договорах строительного подряда и документах (оплаченных или предъявленных к оплате), являющихся основанием для получения денежных средств;

• законченность работ по монтажу оборудования;

• по конструкциям, инструментальный обмер которых затруднен, — соответствие фактически выполненных строительно-монтажных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии монтажа этих конструкций в проектное положение. Кроме того, могут использоваться документы, обосновывающие объемы и состав выполненных строительно-монтажных работ, включая журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительную документацию.

Возражения по акту контрольных обмеров банка принимаются для рассмотрения проверяющим банком в письменном виде не позднее 10 рабочих дней с даты подписания акта контрольных обмеров уполномоченными представителями (в случае отсутствия уполномоченного представителя при подписании акта — с даты вручения (получения) акта заказчику, подрядчику, инженеру (инженерной организации), проектировщику).

Проверка возражений по акту контрольных обмеров проводится проверяющим банком в течение 30 календарных дней. При необходимости по вопросам, изложенным в возражениях по акту контрольных обмеров, направляются письменные запросы в государственные органы в соответствии с компетенцией.

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение. В случае необходимости изменения суммы завышения по результатам рассмотрения возражений проверяющим составляются и подписываются откорректированные ведомость и расчет суммы завышения.

В адрес заказчика, подрядчика, инженера (инженерной организации), проектировщика проверяющим банком направляются заказные письма с уведомлением о вручении о результатах рассмотрения возражений и откорректированные документы.

Таким образом,  в пределах объема сведений о строительстве объекта, подлежащих проверке банком согласно Положению, банку предоставлено право проводить проверку деятельности участников строительства, ставить перед ними вопросы о соответствии предоставленных банку для контрольного обмера документов фактическому состоянию объекта, сведениям из бухгалтерского учета участников строительства.

2437 Shape 1 copy 6Created with Avocode.