Вы на портале

Последствия несвоевременного предоставления исходных данных для проектирования

Статьи 713 и 714 ГК распределяют бремя участия заказчика и проектировщика в сборе исходных данных для проектирования. Как следует из анализа судебной практики, несвоевременное предоставление исходных данных в большинстве случаев влечет нарушение сроков проектирования.

Белявский Сергей
Белявский Сергей

Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда

1603 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В ст. 713 ГК установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В силу ст. 714 ГК по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления проектно-сметной документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Исходные данные при проектировании

В соответствии с ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» к исходным данным при проектировании относятся:

• решения органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу — при необходимости сноса жилого дома;

• сведения о функциональном назначении объекта согласно Единой классификации назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33;

• сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде и электрической энергии;

• сведения о категории и целевом назначении земель, изымаемых во временное (на период строительства) и (или) постоянное пользование, обоснование размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры не установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или правилами землепользования и застройки, или проектами планировки — при необходимости изъятия земельного участка;

• сведения об использованных в проекте изобретениях, результатах проведенных патентных исследований;

• сведения о наличии разработанных и согласованных специальных технических условий — в случае необходимости разработки таких условий;

• сведения о проектной мощности (вместимости, пропускной способности) объекта строительства, числе рабочих мест (кроме жилых зданий) и другие данные, характеризующие объект строительства;

• сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения (при необходимости).

Необходимость наличия исходных данных является важным элементом проектирования. При этом такие предпроектные и разрешительные документы, как разрешение на проектирование, в силу как ранее действовавшего Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339 (далее — Положение № 339), так и в соответствии с п. 8 действующих Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, должны быть в наличии у заказчика еще до заключения договора. Аналогичные требования содержались и в ранее действовавшем СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» (далее — СНБ 1.03.02-96). 

Справочно. 
В настоящее время порядок получения названной разрешительной документации регламентирован ст. 21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», а также Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223.

Отсутствие разрешительной документации и исходных данных чаще всего обусловливает нарушение сроков проектирования, влекущее за собой разрешение спора об обоснованности применения штрафных санкций в судебном порядке. 

Суть спора

Экономическим судом было рассмотрено дело по иску ООО «А» к ЧУП «Б» о взыскании 22 млн руб. пени.

В обоснование своих требований истец ссылался на условия заключенного сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ № 1 (далее — договор). К договору прилагалось задание на проектирование, подписанное сторонами. При этом в приложении 2 к договору предусматривалось проектирование в две стадии: архитектурный проект «А» и строительный проект «С». 

В то же время в договоре и задании на проектирование выделения двух стадий предусмотрено не было и проектирование должно было быть осуществлено в одну стадию — строительный проект.

Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании факт просрочки выполнения проектных и изыскательских работ признал и указывал на просрочку кредитора в части своевременного предоставления исходных данных для проектирования как одну из причин просрочки исполнения им обязательства.

Справочно. 
При одностадийном проектировании разрабатывается строительный проект, при двухстадийном проектировании — архитектурный и строительный проекты. Решение о разработке проектной документации в одну или две стадии указывается в задании на проектирование.

При выполнении работ по проектированию и передаче их результатов ответчиком истцу у сторон не возникало разногласий относительно содержания работ в части стадийности.

Нарушения договорных обязательств со стороны истца

Сроки предоставления исходных данных для проектирования были согласованы сторонами в п. 4 договора. Исходные данные должны были быть предоставлены истцом ответчику в течение 30 календарных дней со дня подписания договора, то есть до 13.12.2013. Как было установлено судом и не оспорено сторонами, исходные данные были предоставлены истцом ответчику несвоевременно. В частности, в деле имеется сопроводительное письмо истца от 16.09.2013, с которым истец направлял ответчику:

• ТУ на дождевую канализацию;

• ТУ на ГАИ;

• ТУ на наружное освещение;

• ТУ на телефонизацию, радиофикацию;

• копию свидетельства № 400/1223-2756 о государственной регистрации земельного участка для строительства и обслуживания административного здания;

• ТУ на водоснабжение и водоотведение.

Также в письме указывалось на невозможность представления ТУ, которые истец полагал возможным вскоре представить:

• Справки о дальности отвозки мусора и привозки песка;

• Справки о фоновых концентрациях и расчетных метеохарактеристиках для выполнения экологического расчета;

• ТУ от организации, эксплуатирующей автомобильную дорогу. 

Кроме того, на момент заключения договора у истца отсутствовало и разрешение на проектирование, полученное им лишь после заключения договора.

Названные обстоятельства представитель истца в судебном заседании подтвердил, указав на то, что у ответчика оставалось время для выполнения проектных и изыскательских работ в установленный договором срок.

Нарушения договорных обязательств со стороны ответчика

В п. 2 договора стороны согласовали срок окончания работ — 20.12.2013.

Проектная документация была предоставлена ответчиком истцу 31.03.2014, что подтверждено соответствующей накладной. Переданная проектная документация соответствовала стадии «строительный проект» согласно заданию на проектирование. Объем проектной документации соответствует требованиям раздела 6 СНБ 1.03.02-96 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений). 

Факт передачи технической документации истец подтвердил.

Вместе с тем акт сдачи-приемки выполненных работ сторонами подписан не был. 

В п. 7 договора стороны предусмотрели пеню за просрочку выполнения работ по договору в размере 0,15 % от общей стоимости работ за каждый день просрочки, но не более 10 %.

Выводы суда

В соответствии со ст. 100 и 101 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).

В ст. 104 ХПК определено, что обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

Как следует из содержания ст. 290, 713 ГК, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. 

На основании ст. 401 ГК при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.

Согласно пп. 4.4, 5.1 СНБ 1.03.02-96 основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора должно быть задание на проектирование. Разработка проектной документации осуществляется при наличии решения соответствующего органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий.

Аналогично и в соответствии с п. 7 Положения № 339 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) договор заключается при наличии у заказчика:

— разрешения местного исполнительного и распорядительного органа на проектирование или разработку обоснования инвестиций (за исключением работ, носящих поисковый характер);

— комплекта исходных данных (для проектных работ) в соответствии с СНБ 1.03.02-96, если условиями договора заказчик не поручает их подготовку и сбор проектировщику.

Согласно п. 12 Положения № 339 в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ указываются как обязательное условие сроки (месяц и год) начала и завершения изысканий, проектирования объекта, выполнения этапов проектных и изыскательских работ.

В соответствии с п. 3 СНБ 1.03.02-96 строительный проект «С» — проектная документация, разработанная на основе утвержденных архитектурного и градостроительного проектов, а также проведенных инженерных изысканий и результатов научно-технических исследований, обеспечивающая непосредственную реализацию инвестиций в строительство объектов. При двухстадийном проектировании — вторая стадия (рабочая документация), при одностадийном (рабочий проект) — включает также утверждаемую архитектурную часть «АС».

При этом на основании пп. 6.6, 6.7 СНБ 1.03.02-96 утверждаемая архитектурная часть строительного проекта разрабатывается при одностадийном проектировании в сокращенном объеме в составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта применительно к составу и содержанию архитектурного проекта, приведенным в пп. 6.1–6.4 СНБ 1.03.02-96. Состав строительного проекта (исключая утверждаемую архитектурную часть при одностадийном проектировании) соответствует составу рабочей документации на строительство объектов, определяемому межгосударственными и (или) национальными стандартами СПДС, и уточняется заказчиком и разработчиком в договоре на проектирование.

Как следует из содержания ст. 715 ГК, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

— выполнять работы в соответствии с исходными данными на проектирование и договором;

— передать заказчику готовую проектно-сметную документацию и результаты изыскательских работ.

При этом, исходя из содержания ст. 716 ГК и п. 28 Положения № 339, подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее выполнение проектно-сметной документации и изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе выполненной проектно-сметной документации и данных изыскательских работ.

Согласно ст. 310 и 311 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней).

Как следует из ст. 375 ГК, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Решение суда по делу

Требование истца о взыскании с ответчика пени и процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку исполнения работ основано на нормах материального права. 

Произведенный истцом расчет пени в сумме 22 млн руб. за периоды с 21.12.2013 по 21.03.2014 суд признал обоснованным. 

Вместе с тем, учитывая сумму пени, ее ставку, периоды просрочки, действия сторон, направленные на добровольное урегулирование спора, в том числе в претензионном порядке, в порядке примирения и приказном порядке, в соответствии со ст. 314, 375 ГК судом уменьшен размер пени до 18 млн руб. В апелляционном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

Административная ответственность за нарушение договорных обязательств

Приведенные в материалах судебного спора нарушения могут влечь также и административную ответственность. Статьей 21.3 КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо — от 25 до 100 базовых величин.

Кроме того, ст. 21.22 КоАП устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ, предусмотренных договором на выполнение таких работ, в виде штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 500 базовых величин.

1603 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме