Фабула дела
Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) была проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения им налогового законодательства в период с 01.01.2012 по 31.03.2015.
Как следует из материалов проверки, основным видом деятельности заявителя в проверяемый период являлось предоставление услуг для проживания на арендуемом им земельном участке.
30.12.2011 спорный земельный участок решением районного исполнительного комитета был передан в аренду индивидуальному предпринимателю А., с которым заключен соответствующий договор аренды от 10.01.2012. Согласно договору аренды арендатору был установлен размер арендной платы.
В период действия договора аренды ИП А. продал, а заявитель купил на основании договора купли-продажи от 30.05.2013 капитальные строения, находящиеся на данном участке. В этот же день (30.05.2013) Республиканское унитарное предприятие «Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» произвело государственную регистрацию перехода права аренды на земельный участок к заявителю, о чем в этот же день была уведомлена землеустроительная служба районного исполнительного комитета, а также ИМНС.
Решением районного исполнительного комитета от 30.12.2013 из упомянутого земельного участка было создано 6 участков, а в результате изменения границ земельного участка его площадь уменьшилась.
РИК с заявителем были заключены договоры аренды созданных земельных участков от 12.02.2014. К договору аренды от 10.01.2012, заключенному с ИП А., было заключено дополнительное соглашение от 12.02.2014, согласно которому была уменьшена площадь арендуемого участка, а также изменено наименование арендатора на заявителя, установлен размер арендной платы на основании Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
В период пользования арендованным участком заявитель оплачивал арендные платежи в соответствии с названным выше договором аренды от 10.01.2012 и дополнительным соглашением от 12.02.2014.
Вместе с тем решением районного исполнительного комитета от 03.12.2012 «Об установлении на 2013 год коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» на 2013 г. был установлен повышающий коэффициент 2 к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уплачиваемой юридическими лицами за земельные участки.
Аналогичный коэффициент 2 был установлен и на 2014 г. решением районного исполнительного комитета от 09.12.2013 «Об установлении на 2014 год коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
По результатам проверки налоговый орган составил акт проверки, на основании которого вынес решение о доначислении арендной платы за землю, а также пени.
Заявитель просил признать данное решение недействительным, поскольку, по его мнению, ИМНС не приняла во внимание отсутствие факта внесения изменений в части размера арендной платы в договор аренды земли, а также не учла дату фактического перехода заявителю по данному договору прав и обязанностей арендатора и факт неуведомления заявителя об увеличении размера арендной платы.
ИМНС указала на соответствие принятого решения действующему законодательству, несоблюдение заявителем размеров и сроков оплаты арендных платежей за землю.
Рассмотрение дела судом и правовое обоснование спора
В силу п. 2-2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 101) арендная плата за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном (уменьшенном) на основании решения местного исполнительного комитета или администрации свободной экономической зоны об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки, принятого в соответствии с законодательством, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок*.
* Пункт 2-2 был введен Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
При этом п. 3 Указа № 101 определено, что договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа № 101, действуют на определенных в них условиях и не требуют приведения в соответствие с данным Указом, за исключением случаев обращения арендаторов за приведением таких договоров аренды земельных участков в соответствие с Указом № 101. При продлении таких договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с Указом № 101.
Принимая во внимание изложенное, юридические лица на основании подп. 3.2 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 455) не позднее 22.10.2013 по действующим на 01.01.2013 договорам аренды земельных участков, заключенным в рамках Указа № 101, а также по договорам аренды земельных участков, приведенным в соответствие с Указом № 101, обязаны были:
1) представить в налоговые органы по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
2) произвести уплату арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в суммах, исчисленных с учетом решения местного исполнительного комитета или администрации свободной экономической зоны об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки и подлежащих уплате в сроки, предшествующие 01.10.2013. При этом начисление пеней не производилось и меры административной ответственности не применялись.
Не должны предоставлять расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и (или) дополнениями и производить доплату арендной платы за земельные участки в вышеуказанном порядке юридические лица:
— самостоятельно применявшие с 01.01.2013 коэффициенты к размеру арендной платы, указанной в договоре аренды земельных участков, без заключения соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, и уплатившие арендную плату в размере, увеличенном (уменьшенном) на соответствующий коэффициент;
— уплатившие арендную плату в размере с учетом коэффициентов, увеличивающих (уменьшающих) размер ежегодной арендной платы, которые отражены в дополнительных соглашениях к договорам аренды, предусматривающих изменение с 01.01.2013 размера ежегодной арендной платы.
Вышеупомянутые решения РИК от 03.12.2012 «Об установлении на 2013 год коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» и от 09.12.2013 «Об установлении на 2014 год коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» были приняты в соответствии с подп. 2.2 п. 2 Указа № 101 и доведены до всеобщего сведения посредством СМИ, а следовательно, являются общеобязательными.
Суд установил, что в силу законодательства местным исполнительным комитетам было предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, за исключением резидентов свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков применительно к земельным участкам, предоставленным этим резидентам администрациями свободных экономических зон.
Исчисление и уплата арендной платы в увеличенном (уменьшенном) размере в соответствии с решениями местных исполнительных комитетов производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
Справочно.
Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки» в Указ № 101 внесены изменения. Исполкомам предоставлено право увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, не более чем в 2,5 раза (ранее — не более чем в 2 раза). Данная норма применяется с 16 января 2016 г.
В ходе налоговой проверки заинтересованным лицом было установлено, что названный коэффициент заявителем не применялся и арендные платежи вносились без его учета.
По решениям, принятым до вступления в силу Указа № 101, по которым до 1 января 2010 г. не зарегистрированы в установленном законодательством порядке договоры аренды земельных участков, арендная плата исчисляется и уплачивается с даты вступления в силу названного Указа в порядке и сроки, им установленные.
Местные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в 10-дневный срок с даты вступления в силу вышеупомянутого Указа информируют налоговые органы по месту постановки юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет и по месту нахождения земельного участка, а в отношении гражданина — налоговые органы по месту нахождения земельного участка об указанных решениях, а также о площади, функциональном использовании, целевом назначении и размере ежегодной арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки.
Вывод суда
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к выводу, что заявитель обязан был представить в налоговый орган по месту постановки на учет уточненный расчет суммы арендной платы за земельные участки, а также произвести уплату арендной платы, что сделано не было.
Довод заявителя о том, что доначисление осуществлено неправомерно и без учета установленной ставки арендной платы в действующем договоре аренды от 10.01.2012 в редакции дополнительного соглашения от 12.02.2014, не был принят судом во внимание в силу ст. 392 ГК.
Кроме того, суд отметил, что незнание законодательства не освобождает от обязанности его соблюдения всеми налогоплательщиками. При должной степени рачительности, осмотрительности и заботливости заявителю должно было быть известно содержание названных решений районного исполнительного комитета, а также Указа № 455 и Указа № 101.
С учетом изложенного решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по акту проверки суд признал законным и обоснованным, соответствующим действующему законодательству и принятым заинтересованным лицом в пределах его полномочий, а заявителю в удовлетворении требований было отказано.