Вы на портале

Вопрос 1: На основании каких норм Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» или иного НПА может быть отказано в согласовании строительного проекта на модернизацию объекта?

Ответ: Как следует из разъяснения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.04.2022 № 02-1-02/5355 «О модернизации объектов», модернизация является видом реконструкции. Для выполнения работ в рамках модернизации объекта строительства требуется получение разрешительной документации в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223.

Разработанная проектная документация подлежит обязательному согласованию со структурным подразделением местного исполкома в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 39, ч. 1 п. 40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).

Для осуществления административной процедуры по согласованию проектной документации заказчик (застройщик) либо подрядчик представляет в исполком (графа 1 п. 2 Регламента административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп. 3.14.1 «Согласование проектной документации на строительство, изменений в проектную документацию, требующих ее повторного утверждения», утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.01.2022 № 9):

  • заявление;
  • проектную документацию.

В согласовании проектной документации исполком может отказать по общим основаниям, а именно (ст. 25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», далее – Закон об основах административных процедур):

  • в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

В соответствии с п. 39 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, при осуществлении процедуры согласования исполком оценивает соответствие разработанной проектной документации требованиям утвержденной градостроительной документации, а также выданной разрешительной документации в части архитектурно-планировочных решений объекта и благоустройства территории согласно архитектурно-планировочному заданию или градостроительному паспорту земельного участка.

Таким образом, при отказе в согласовании проектной документации исполком может сослаться на любую норму законодательства, которая, по его мнению, нарушена при разработке проектной документации, а также на ст. 25 Закона об основах административных процедур.

Вопрос 2: Может ли управление архитектуры отказать в согласовании разработанного и утвержденного заказчиком строительного проекта на основании выявления этим управлением факта проведения работ по данному проекту и при наличии у заказчика пакета разрешительной документации: решения, архитектурно-планировочного задания?

Ответ: Отсутствие согласования исполкома влечет выдачу отрицательного заключения госэкспертизы (абз. 2 п. 2 приложения 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации)). При отсутствии положительного заключения госэкспертизы у заказчика нет оснований для утверждения проектной документации и направления в адрес органов Госстройнадзора уведомления о начале производства строительно-монтажных работ.

В соответствии с подп. 3 ч. 1 п. 1 ст. 223 ГК любое строительство без согласованной в установленном порядке проектной документации является самовольным. При этом следует отметить, что ответственность за самовольное строительство предусмотрена ст. 22.8 КоАП.

Таким образом, выявление исполкомом факта проведения самовольного строительства до получения согласования по разработанной проектной документации будет, по нашему мнению, являться основанием для отказа в согласовании проектной документации по двум причинам:

  • текущее состояние объекта строительства не соответствует разработанной проектной документации в части уже произведенных без получения разрешительной документации работ;
  • согласование проекта возможно только после узаконивания самовольного строительства и получения новой разрешительной документации с учетом уже выполненных самовольных работ.
537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме