Вы на портале

Капитальный ремонт железнодорожных путей необщего пользования (часть 1)

Какие есть виды ремонта и содержания железнодорожных путей? Как оформляется решение заказчика о капитальном ремонте путей? Нужен ли заказчику аттестат соответствия? Какие установлены требования для разрешительной, предпроектной (предынвестиционной) и проектно-сметной документации для капитального ремонта железнодорожных путей?

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


905 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Виды ремонта железнодорожных путей

Строительство (реконструкция, модернизация, капитальный и текущий ремонты) железнодорожных путей регулируется Правилами технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Минис­терства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2015 № 52

Работы по ремонту и содержанию железнодорожного пути и стрелочных переводов подразделяются на следующие основные виды: 

  • реконструкция железнодорожного пути;
  • капитальный ремонт железнодорожного пути;
  • восстановительный ремонт железнодорожного пути на новых материалах;
  • восстановительный ремонт железнодорожного пути на старогодных материалах;
  • средний ремонт железнодорожного пути;
  • планово-предупредительная выправка железнодорожного пути;
  • замена стрелочных переводов блоками;
  • сплошная замена рельсов;
  • шлифование рельсов;
  • ремонт переездов;
  • капитальный ремонт земляного полотна и искусственных сооружений; 
  • другие виды ремонтных работ;
  • работы по текущему содержанию железнодорожного пути, которые осуществляются в межремонтные сроки постоянно.

Виды ремонтов железнодорожного пути, их последовательность и периодичность проведения устанавливаются ремонтными схемами, регламентированными в зависимости от класса пути. 

Общие характеристики нормативного регулирования капремонта ж/д путей

Общие характеристики нормативного регулирования капитального ремонта железнодорожных путей необщего пользования:

НаименованиеОбоснование
Вид строительстваКапитальный ремонт — совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий (ст. 1 Закона № 300-З)
Категория сложности строительства объекта согласно СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация»К1 — железнодорожные пути железнодорожных линий I категории и выше (за исключением сооружений, указанных в подп. 5.4.15 п. 5).
К2 — железнодорожные пути (за исключением указанных в подп. 5.1.10 и 5.3.28 п. 5, а также за исключением сооружений, указанных в подп. 5.4.15 п. 5), трамвайные пути.
К3 — железнодорожные пути необщего пользования и автомобильные дороги промышленных предприятий (за исключением сооружений, указанных в подп. 5.4.15 п. 5)
Наличие решения заказчикаРешение о начале строительной деятельности при капитальном ремонте принимается путем издания локального правового акта, как правило, приказа субъекта хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 «Об информировании», далее — письмо № 9734)
Требования по наличию аттестата соответствия заказчикаНе требуется согласно абз. 2 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7)


Требуется ли разрешительная документация?

Работы по капитальному ремонту не требуют получения разрешительной документации.

Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства выполняют строительные работы при капитальном ремонте на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. 

Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора. Капитальный ремонт объектов осуществляют собственники объектов либо с их письменного согласия субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. 

Нужна ли предпроектная (предынвестиционная) документация?

Капитальный ремонт осуществляется на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной (п. 6 ст. 51 Закона № 300-З). 

Согласно ч. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» предпроектная документация разрабатывается в сокращенном объеме, в форме задания на проектирование.

Обязательна ли проектно-сметная документация?

Для разработки проектной документации необходимо заключить договор подряда с проектной организацией, имеющей аттестат соответствия 1–4-й категории.

В случаях, установленных законодательством, проектная документация подлежит прохождению государственной экспертизы.

После получения положительных заключений государственных экспертиз проектная документация утверждается заказчиком.

Производство строительно-монтажных работ осуществляется организацией, имеющей аттестат соответствия соответствующей категории, исходя из класса сложности здания, после направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора в случаях, установленных законодательством.

Капитальный ремонт осуществляется на основе утвержденной проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (п. 6 ст. 51 Закона № 300-З).

Состав и содержание проектной документации на капитальный ремонт устанавливает ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85.

При разработке проектной документации на капитальный ремонт зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций объем и состав документации и состав комплекта чертежей определяются в каждом конкретном случае заказчиком по согласованию с проектной организацией и устанавливаются в договоре на проектирование.

Требования по госстройэкспертизе проектно-сметной документации

Работы по капитальному ремонту выполняются на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация на капитальный ремонт подлежит утверждению (ч. 1 п. 40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).

Порядок проведения государственной экспертизы установлен Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

Проектная документация на капитальный ремонт подлежит согласованию с территориальными подразделениями архитектуры и строительства в соответствии с подп. 3.14.1 п. 3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548.

После получения положительных заключений государственных экспертиз проектная документация утверждается заказчиком (письмо № 9734). 

С 26.02.2018 субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры (за исключением проектной документации на объекты, расположенные в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь) (абз. 4 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7). 

Разрешение органов Госстройнадзора для производства строительных работ

До начала строительно-монтажных работ, включая работы при капитальном ремонте, при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в орган государственного строительного надзора уведомление о начале производства строительно-монтажных работ (п. 3 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343).

Органам государственного строительного надзора направляется уведомление о начале производства строительно-монтажных работ, за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор (подп. 1.4.3 п. 1 Перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, установленного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4).

Порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении определен Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51.

Справочно.
Нормативы расхода ресурсов в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, подразделяются на общереспуб­ликанские, ведомственные, производственные (п. 4 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553).

Какие документы необходимы для начала СМР?

Для начала производства строительно-монтажных работ у заказчика должны быть:

1) задание на проектирование; 

2) проектная документация, прошедшая государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством, и утвержденная в установленном порядке заказчиком;

3) проведенная процедура закупки по выбору подрядчика на производство строительных работ;

4) заключенный договор строительного подряда;

5) уведомление органов строительного надзора о начале производства строительно-монтажных работ. 

У подрядчика должны быть:

1) документы, подтверждающие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством (аттестат соответствия по категории сложности строительства объекта К1-К3); 

2) в штате — аттестованные специалисты (ч. 1 подп. 8.2 п. 8 Правил № 1450).

Каковы требования к оформлению выполненных работ?

Формы актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13 (далее — постановление № 13).

Формы справок о стоимости выполненных работ установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.10.2011 № 48.

Порядок применения и заполнения форм актов сдачи-приемки определен в Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 (далее — Инструкция № 29).

Формы актов, установленные постановлением № 13, применяются при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ на территории Республики Беларусь по объектам строительства независимо от источников финансирования строительства и форм собственности заказчиков и подрядчиков, в том числе индивидуальными предпринимателями. При выполнении строительных работ на территории Республики Беларусь не применяются акты, форма которых разработана организацией самостоятельно (п. 1 Инструкции № 29).

Продолжение — в следующем номере.

905 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме