Проекты нормативных актов
В настоящее время в разной степени готовности к принятию и вступлению в силу находятся следующие проекты нормативных правовых актов, относящиеся к регулированию закупок в строительстве.
Проект Закона
Палатой представителей принят и одобрен Советом Республики в новой редакции Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках). Действие этого Закона распространится в том числе на проведение закупок для целей строительства, которые осуществляются получателями бюджетных средств. В тексте Закона о госзакупках отсутствует подробная регламентация закупок для целей строительства.
Проект Указа
На сайте Министерства архитектуры и строительства (далее — МАиС) на общественное обсуждение вынесен проект Указа Президента Республики Беларусь «Об осуществлении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — проект Указа).
Согласно проекту Указа его действие ограничено периодом с 01.01.2019 по 01.01.2021. Поскольку в соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь обладает большей юридической силой, принятие проекта Указа означает неприменение Закона о госзакупках для целей строительства на ближайшие два года.
Проект постановления Совета Министров
На общественное обсуждение также выносился проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88». Предлагаемые в данном проекте изменения направлены в первую очередь на приведение Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7).
Тенденции в развитии законодательства о закупках в строительстве
В настоящее время существует два мнения о путях развития законодательства о закупках в строительстве, выраженных при обсуждении указанных проектов нормативных правовых актов. Назовем их «консервативное» и «либеральное».
«Консервативное» мнение состоит в том, что необходимо в максимальной форме сохранить существующее регулирование.
Отметим, что со вступлением в силу с 24.02.2018 норм Декрета № 7 субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).
При финансировании строительства за счет собственных средств заказчика «консервативное» мнение о сохранении необходимости регулирования изложено в письме МАиС от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении». Согласно выраженному в письме мнению Министерства даже в отсутствие обязанности применять установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве такая закупка (при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования. То есть регулирование переносится с республиканского уровня на уровень локальных нормативных правовых актов, но тем не менее сохраняется.
При финансировании строительства за счет бюджетных средств позиция МАиС состоит в том, что поскольку в строительной отрасли получателями бюджетных средств выступают заказчики, то и подрядчик, получающий в соответствии с условиями гражданско-правового договора оплату от заказчика через органы казначейства, при осуществлении строительства оперирует бюджетными средствами.
В действующем законодательстве о закупках при строительстве объектов применяются формулировки «финансирование строительства полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов» (в Указе Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», далее — Указ № 380) или «осуществление закупок с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов» (в Декрете № 7).
Следовательно, согласно позиции МАиС нормы абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 непосредственно на подрядчика не распространяются и он должен руководствоваться нормами действующего Указа № 380 и принятого в его развитие Положения о закупках в строительстве.
«Либеральное» мнение состоит в том, что необходима отмена регулирования закупок для подрядчиков (субподрядчиков) независимо от источника финансирования строительства объектов.
Исходя из положений Декрета № 7, указывающих на необходимость минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования, вопрос о сохранении действующей системы регламентации деятельности подрядных организаций становится все более актуальным. Не секрет, что громоздкость, длительность и зарегулированность процесса закупок вызывают серьезные нарекания со стороны организаторов процедур закупок.
В п. 3 ст. 660 ГК закреплено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, в том числе за некачественное выполнение им работ.
Заказчик имеет право осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых строительных работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), целевым использованием выделенных средств, качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 663 ГК подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик — ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов. Затраты подрядчика на закупку необходимых для строительства сырья и материалов, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг никоим образом не могут изменять неизменную контрактную цену и тем самым расходы бюджета на строительство объекта.
Таким образом, вполне обоснованной выглядит целесообразность предоставления подрядным организациям, выполняющим деятельность на объектах, в том числе финансируемых за счет средств бюджета и приравненных к ним источников, права самостоятельно определять, какими процедурами они будут пользоваться при организации закупок необходимых для строительства объектов товаров, работ и услуг.
По нашему мнению, заключение договоров подрядными организациями без проведения процедур (либо по неконкурентным процедурам) не будет носить массовый характер, поскольку сохранение конкурентных процедур входит в интересы самих подрядных организаций, так как позволяет им сравнивать и выбирать наилучшие для предприятия предложения участников и достигать наилучшего для себя финансового результата.
Надеемся, что появившаяся в последнее время тенденция в либерализации экономического законодательства в полной мере коснется регулирования закупок при строительстве. Это позволит экономить материальные и человеческие ресурсы, что в конечном итоге благоприятно отразится на стоимости строительства.