Содержание:
Изменения в порядке проведения процедуры закупки из одного источника
Постановлением № 673 внесены изменения в порядок проведения процедуры закупки из одного источника (далее — ЗОИ) в ряде случаев, требующих ее применения, а также в перечень таких случаев.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) заказчик (организатор) вправе провести процедуру ЗОИ в случаях, установленных приложением к Закону № 419-З, иными законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь с учетом международных договоров Республики Беларусь.
При этом в силу п. 3 ст. 49 Закона № 419-З для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ), в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с пп. 7,9 (при приобретении товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет от 50 до 500 базовых величин включительно), 181, 24, 25, 30, 44, 56 и 60 приложения к Закону № 419-З.
В иных случаях заказчик (организатор) вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) без изучения конъюнктуры рынка, если иное не предусмотрено законодательными актами или постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При этом в соответствии с п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» Советом Министров Республики Беларусь также установлен ряд случаев применения процедуры ЗОИ. Перечень таких случаев определен подп. 1.9 п. 1 постановления № 395. Однако до принятия постановления № 673 при проведении процедур ЗОИ по основаниям, предусмотренным данной нормой, отсутствовало требование об изучении заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка.
Начиная с 17.09.2024 для определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей заказчик (организатор) также обязан осуществлять изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном МАРТ, в случаях проведения процедур ЗОИ:
1) для приобретения товаров у их производителей в случае, если цены на такие товары регулируются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) путем установления фиксированных или предельных цен, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену;
2) для приобретения в 2023–2024 гг. продуктов питания;
3) для приобретения до 11.03.2026 работ по завершению строительства объекта в случае возникновения потребности привлечения нового подрядчика в связи с расторжением договора по строительству данного объекта по причине его невыполнения или ненадлежащего выполнения;
4) для приобретения до 11.03.2026 товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска,
у государственных унитарных предприятий, государственных объединений, организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Кроме того, подп. 1.9 п. 1 постановления № 395 дополнен еще одним случаем применения процедуры ЗОИ.
Так, с 17.09.2024 заказчик (организатор) вправе применять процедуру ЗОИ для приобретения до 01.09.2026 проектов, рекомендованных для повторного применения, включенных в республиканский фонд проектной документации, а также работ по привязке таких проектов к месту размещения объектов, работ по возведению объектов у подрядной организации, зарегистрировавшей стоимость таких работ в республиканском фонде проектной документации.
Закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства
Постановлением № 673 внесены изменения в порядок проведения процедуры государственной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Напомним, что на основании п. 2 ст. 29 Закона № 419-З заказчики осуществляют государственные закупки товаров (работ, услуг) согласно перечню, указанному в ч. 1 п. 1 ст. 29 Закона № 419-З, у субъектов малого и среднего предпринимательства — производителей таких товаров (работ, услуг) в объеме не менее 10 % от указанной в годовом плане государственных закупок ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности всех товаров (работ, услуг) по соответствующему перечню, за исключением случаев, установленных ч. 4 и 5 п. 2 ст. 29 Закона № 419-З.
При подаче предложения в целях участия в процедуре государственной закупки или ее части (лоте), предусматривающей участие только у вышеуказанных субъектов малого и среднего предпринимательства, предложение участника должно содержать документы и (или) сведения, предусмотренные Советом Министров Республики Беларусь.
Перечень таких документов установлен подп. 1.10 п. 1 постановления № 395.
Данная норма дополнена ч. 2, вступившей в силу с 01.10.2024, которая устанавливает особенность представления таких документов участником — физическим лицом, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность.
Так, начиная с указанной даты при подаче предложения в целях участия в процедуре государственной закупки или ее части (лоте), предусматривающей участие только субъектов малого и среднего предпринимательства — производителей предлагаемых ими товаров (работ, услуг), предложение участника (физического лица, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность) должно содержать один из документов, указанных в абз. 2–4 ч. 1 подп. 1.10 п. 1 постановления № 395.
Обратите внимание
При подаче предложения в целях участия в такой процедуре государственной закупки или ее части (лоте) участник — юридическое лицо кроме одного из документов, указанных в абз. 2‒4 ч. 1 подп. 1.10 п. 1 постановления № 395, должен представить документ, подписанный руководителем организации или уполномоченным им лицом, не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения с указанием средней численности работников за календарный год.
Порядок проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса
Постановлением № 673 внесены изменения в порядок проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса.
Так, в ч. 2 п. 4, ч. 2 п. 6 и ч. 1 п. 7 Положения о порядке проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 448, внесены изменения, исключающие применение на первом этапе проведения двухэтапного конкурса требования о том, что участник-победитель не должен быть аффилирован со всеми другими участниками (а если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) — с участниками по той же части (лоту)), допущенными к оценке и сравнению предложений.
Данное требование применяется к участникам двухэтапного конкурса только на втором этапе его проведения.
Вступление в силу постановления № 673
Постановление № 673 вступило в силу после его официального опубликования, а именно с 17.09.2024. Исключение составляют нормы абз. 9 и 10 подп. 1.1 п. 1 постановления № 673, вступившие в силу с 01.10.2024.
Действие постановления № 673 не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до 17.09.2024. Обращаем внимание, что проведение процедур закупок, решение о проведении которых принято до указанной даты, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 17.09.2024.