Содержание:
Дополнительные работы и дополнительный объем работ
В соответствии с абз. 3 п. 2 Положения № 1553 под дополнительными работами понимаются подрядные работы, не предусмотренные на дату формирования неизменной цены в утвержденной проектной документации, разработанной по стадии «Строительный проект», не изменяющие технических решений такой документации, необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком проектной документации на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации.
Что касается дополнительных объемов или стоимости выполненных работ, то к ним относятся фактически принятые и/или оплаченные:
1) подрядные работы, неизменная цена которых сформирована с нарушением порядка, установленного Положением № 1553;
2) подрядные работы, стоимость которых не подтверждена документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
3) подрядные работы, фактически не выполненные.
Отличительным признаком этих двух понятий является то, что дополнительные работы фактически не предусмотрены проектной документацией, необходимость их выполнения возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком проектной документации. В рамках завышения объемов работ выполняются работы, предусмотренные проектной документацией, однако порядок формирования цен нарушен, либо нет возможности подтвердить их стоимость, либо работы фактически не выполнены.
Действия подрядчика при выявлении дополнительных работ
Порядок действий в случае обнаружения дополнительных работ, не учтенных в проектной документации, закреплен нормативно. В случае несоблюдения данного порядка заказчик лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ (пп. 3, 4 ст. 698 ГК).
В случае обнаружения подрядчиком в процессе строительства неучтенных работ в проектной документации, которые влекут увеличение сметной стоимости строительства, он обязан уведомить об этом заказчика (п. 3 ст. 698 ГК, абз. 17 п. 26, п. 46 Правил № 1450).
Обратите внимание
Порядок и форма уведомления заказчика не установлены. Для соблюдения порядка надлежащего оповещения целесообразно направить уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении и объявленной ценностью.
В течение 10 календарных дней (иной срок может быть предусмотрен договором строительного подряда (п. 3 ст. 698 ГК, п. 46 Правил № 1450)) с момента сообщения заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик ожидает его ответ и вместе с тем продолжает выполнять строительные работы, предусмотренные проектной документацией и договором.
Для подтверждения необходимости выполнения дополнительных работ заказчик и разработчик проектной документации подписывают двусторонний акт (законодательно форма такого акта не установлена). Полагаем, что в акте необходимо указать причину возникновения дополнительных работ, их виды, объемы, сметную стоимость. Стоимость дополнительных работ формируется в размере сметной стоимости этих работ, определенной на дату разработки проектной, в том числе сметной, документации с учетом прогнозного индекса месяца выполнения этих работ (ч. 1 п. 15 Положения № 1553).
Последствия неуведомления заказчика
В случае если подрядчик не уведомляет заказчика о дополнительных работах либо не дожидается его ответа и выполняет указанные работы без его согласия, это влечет за собой лишение права требовать оплаты таких работ и возмещения вызванных этим убытков.
Однако из этого правила есть исключение: в случае, если была необходимость принять немедленные действия в интересах заказчика, в частности, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, подрядчик может выполнить дополнительные работы и требовать их оплаты.
Формирование стоимости дополнительных работ
Компенсация увеличения стоимости строительства производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты, экономии средств по другим статьям в пределах сметной стоимости строительства. В случае, если в процессе строительства обоснованно увеличена стоимость отдельных работ, в том числе за счет необходимости выполнения дополнительных работ и расходов, то стоимость определяется проектными организациями, которые разрабатывали проектную документацию, путем составления локальных смет на основании актов, оформленных заказчиком и проектной организацией.
После формирования сметной документации между заказчиком и подрядчиком должен быть согласован график производства работ. Стоимость дополнительных работ в случае уточнения графика производства работ и графика платежей отражается отдельной строкой (ч. 2 п. 15 Положения № 1553).
Обратите внимание
Форма графика производства работ установлена приложением 2, форма графика платежей — приложением 3 к Положению № 1553.
Строка о дополнительных работах в указанных выше формах не предусмотрена. Таким образом, сторонам необходимо ввести данную строку самостоятельно.
После согласования и подписания сметы, составления графика производства работ стороны вносят изменения и дополнения в договор строительного подряда путем подписания дополнительного соглашения (п. 71 Правил № 1450).
В случае оформления всех необходимых документов заказчик подтверждает свое согласие на проведение дополнительных работ и их оплату. Следовательно, подрядчик не вправе отказаться от выполнения таких работ, за исключением случаев, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 698 ГК).
Выполненные дополнительные работы оформляются актом формы С-2а и в акте формы С-2б не отражаются. На основании акта формы С-2а представители заказчика и подрядчика подписывают справку о стоимости выполненных работ формы С-3а, которая является основанием для оплаты дополнительных работ (п. 55 Правил № 1450).
Как изменятся условия договора при возникновении дополнительных работ?
Изменение условий договора, заключенного посредством процедуры государственной закупки, при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков и условий оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных Советом Министров Республики Беларусь, не допускается.
Из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395) можно выделить следующие основания для изменения условий договора государственной закупки:
1) увеличение, за исключением случаев, предусмотренных в абз. 3 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения (абз. 2 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).
При анализе данного основания можно сделать вывод, что оно применимо для любой сферы. Необходимо отметить, что при применении указанного условия не меняются предмет договора, требования к нему и иные условия, а только объем (количество) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора;
2) изменение предмета закупки и требований к предмету, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации (абз. 9 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).
Изложенное основание применяется исключительно для сферы строительства и при соблюдении условий, указанных в абз. 9 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395. Таким образом, объем (количество) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора, может быть изменен в рамках 15 %. При наличии оснований для приобретения дополнительных работ в момент исполнения обязательств по договору могут быть изменены: предмет закупки, требования к нему, объем (количество), сроки исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) и стоимость дополнительных работ.
Таким образом, в случае наступления определенных обстоятельств в договоры, заключенные посредством процедуры государственной закупки, могут быть внесены изменения. Дополнительное соглашение к договору государственной закупки заключается в той же форме, что и основной договор.