Вы на портале
Закупки за счет собственных средств

Нюансы заключения договоров при проведении закупок в строительстве

На практике возникают ситуации, когда заказчики по результатам процедуры государственных закупок и закупок за счет собственных средств в сфере строительства заключают не отдельные договоры, а один договор или дополнительное соглашение к уже имеющемуся заключенному договору. При этом стороной договора выступает один и тот же подрядчик, признанный по нескольким лотам или по нескольким процедурам победителем. О важных условиях и правилах заключения договоров читайте в статье.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


334 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Условия, предшествующие заключению договора

Заключение одного договора строительного подряда на выполнение подрядных работ по нескольким объектам возможно, однако с определенными условиями.

В частности, для целей осуществления государственных закупок, в том числе в сфере строительства, необходимо наличие следующих условий:

1. Выделение бюджетного финансирования.

2. Определение кода ОКРБ 007-2012 для целей установления в последующем степени однородности подрядных работ.

3. Определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки с учетом использования проектно-сметного метода ее определения по всем видам строительной деятельности, кроме текущего ремонта, классам сложности. По объектам текущих ремонтов ориентировочная стоимость определяется с учетом п. 3 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2023 № 747 (далее – Положение № 747).

Справочно.
Класс сложности определяется по СН 3.02.07-2020, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.10.2020 № 63.

4. Формирование, утверждение и размещение годового плана государственных закупок с учетом ст. 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок».

5. С учетом вышеуказанных пунктов 1‒4 в случае принятия решения руководителем заказчика об объединении в одну процедуру государственной закупки в сфере строительства однородных работ по нескольким объектам строительства определение вида процедуры государственной закупки согласно п. 2 ст. 18 Закона № 419-З или, при отсутствии такого решения, определение вида процедуры государственной закупки осуществляется исходя из ориентировочной стоимости однородных работ в рамках одного объекта строительства. В годовом плане государственных закупок должно быть отражено наименование предмета государственной закупки и наименование объекта строительства, соответствующее требованиям законодательства.

6. С учетом вышеуказанных пунктов 1‒5 принимается решение о проведении процедуры государственной закупки из одного или нескольких лотов по соответствующему виду, определенному с учетом информации в пунктах 4 и 5.

Обратите внимание!
Не допускается объединять в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные работы.

Таким образом, неоднородные работы могут объединяться в предмете одной процедуры государственной закупки и (или) его части (лоте), только если они технологически и функционально связаны друг с другом. При этом обоснование такой технологической и функциональной связи в каждом конкретном случае относится к компетенции заказчика.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что при распределении предмета государственной закупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор с участником-победителем, признанным победителем по нескольким частям (лотам), а также участником процедуры закупки из одного источника, который определен победителем, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов).

Правила заключения договора госзакупки 

Проект договора по каждому виду процедур государственных закупок является неотъемлемой частью соответствующих документов по государственной закупке, кроме процедур государственных закупок из одного источника (далее – ЗОИ). Заключение договора по результатам процедуры ЗОИ осуществляется на бумажных носителях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, на условиях, согласованных сторонами. Из чего следует, что только при ЗОИ заказчик и участник, определенный победителем, могут проводить преддоговорные переговоры, а также составлять протоколы разногласий, при необходимости, для целей заключения договора.

В случае, если были проведены несколько процедур государственных закупок (в одно время или в разный временной интервал), заключение одного договора по разным процедурам государственных закупок или заключение соглашений к уже заключенным договорам по выполнению подрядных работ, являющихся предметом завершенной процедуры государственной закупки, не предусмотрено законодательством.

Закупка подрядных работ собственными силами

Субъекты хозяйствования приняли решение о регулировании закупок в сфере строительства за счет собственных средств посредством разработки и внедрения локальных актов, регламентирующих правила определения участников строительной деятельности.

Таким образом, заказчики применяют процессы (процедуры) закупок в сфере строительства с учетом разработанных и внедренных локальных актов самостоятельно или с привлечением инженерной организации.

В части возможности заключения одного договора по выполнению подрядных работ стоит отметить, что предметом договора строительного подряда является строительство объекта или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и возмездная передача объекта, результата строительных работ заказчику.

Действующие НПА не содержат запрета на заключение одного договора строительного подряда на выполнение подрядных работ по нескольким объектам строительства, если закупка подрядных работ осуществляется за счет собственных средств.

Однако полагаем, что такое представляется возможным для заказчика только в том случае, если им применена одна процедура закупки из нескольких лотов и по таким лотам определен один и тот же победитель, а условия и требования к выполнению подрядных работ аналогичны.

Правила заключения договора закупки за счет собственных средств

Проект договора одинаков по своему содержанию по всем лотам, в том числе в части условий оплаты, авансирования (текущие и целевые авансы), подписания актов выполненных работ, условий по материалам заказчика и подрядчика. Кроме этого, надлежит соблюсти в таком договоре все существенные условия, предусмотренные Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450. Обязательные приложения к договору не являются исключением. Также должны оформляться акты и справки по выполненным работам, заявляться целевые и текущие авансы, в отдельности по каждому объекту.

В случае, если заказчиком применяется несколько процедур закупок за счет собственных средств и по таким процедурам одновременно принимается решение о признании одного и того же победителя по разным объектам в рамках одного и того же вида строительной деятельности, с учетом вышеуказанной информации допускаем возможность заключения одного договора, если такое условие имеется в локальных актах заказчика, регламентирующих закупки в сфере строительства за счет собственных средств. Соответственно, если такое право не предусмотрено, то и реализовывать его по факту не допускается.

В случае, если у заказчика имеются заключенные договоры строительного подряда, проведены несколько процедур закупок в сфере строительства за счет собственных средств и по таким процедурам одновременно принимается решение о признании победителем подрядчика, с которым уже имеется заключенный договор строительного подряда, заключение дополнительных соглашений к ранее заключенному договору не представляется возможным.

Полагаем, что в одном договоре строительного подряда по результатам закупки за счет собственных средств могут быть указаны несколько объектов строительства при соблюдении вышеописанных условий.

Если в процессе выполнения подрядных работ появляется необходимость выполнения иных подрядных работ, которые не квалифицируются как дополнительные работы в рамках текущего объекта строительства, имеются признаки иного вида строительной деятельности, заказчику целесообразно расторгнуть договор по текущему объекту и принять решение о реализации строительства объекта иного вида строительной деятельности. В таком случае целесообразно подписание к существующему договору дополнительного соглашения о расторжении договора.

Ситуация из практики

Заказчиком определяются подрядные работы, которые с учетом перечня основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, отнесены к объектам текущих ремонтов. Проведена процедура закупки за счет собственных средств по закупке подрядных работ по объекту текущего ремонта, заключен договор строительного подряда, а в процессе выполнения работ появляются работы, не предусмотренные дефектным актом, а также сметой, ‒ работы по пробивке проема во внутренней кирпичной стене, а также по монтажу оборудования системы кондиционирования. То есть появляются подрядные работы, затрагивающие несущую способность здания, которые не отнесены к перечню работ по текущему ремонту, предусмотренных приложением А к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений».

Справочно.
Текущий ремонт объекта ‒ совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.

Порядок проведения ремонта (текущего и капитального) и модернизации установлен СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.12.2021 № 106.

Согласно п. 3.3 СП 1.04.01-2021 объекты ремонта и модернизации ‒ здания и сооружения с инженерными сетями, относящиеся к ним инженерные сети, зарегистрированные как отдельное капитальное строение, согласно характеристикам составных элементов технического паспорта на них, а также прилегающая территория, затронутая (задействованная) в процессе выполнения СМР.

На основании пп. 6, 15 приложения В к СП 1.04.01-2021 переустройство или устройство систем вентиляции и кондиционирования, а также работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие модернизации, или работы, выполняемые при текущем и капитальном ремонтах, сопутствующие модернизации, включены в перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений.

Проектную документацию на ремонт, модернизацию и техническую модернизацию здания или его части выполняют в соответствии с заданием на проектирование, разработанным согласно ТКП 45-1.02-298 (СП 1.02.01-2023), ТКП 45-1.02-295 (СН 1.02.02-2023), материалами обследования, результатами определения физического и морального износа зданий.

На основании п. 4 Перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387, не требуют получения разрешения объекты ремонта, реконструкции зданий (отдельных помещений), на которых выполняются работы, не затрагивающие несущей способности конструкций.

Исходя из смысла подп. 3.3 п. 3, п. 15 приложения В к СП 1.04.01-2021 работы по текущему ремонту, сопутствующие модернизации, следовало включить в состав проектной документации по объекту.

С учетом изложенного можно сделать вывод о недопущении заключения дополнительного соглашения к заключенному договору строительного подряда по объекту текущего ремонта с выполнением подрядных работ, отнесенных к работам по объекту модернизации. 

334 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме