Нормативное регулирование
Основные правила для сторон договора строительного подряда при обнаружении дополнительных работ установлены в п. 3 ст. 698 ГК, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение 10 дней, если законодательством или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Эта же норма продублирована в п. 46 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила № 1450).
Согласно пп. 4 и 5 ст. 698 ГК подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной п. 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Некоторый алгоритм действий субъектов изложен также в п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553).
Согласно указанному пункту работы, не предусмотренные проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком проектной документации на основании двухстороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации, являются дополнительными работами.
Проблемы применения приведенных норм при текущем ремонте
Плохая новость в том, что все приведенные нормы по формальному признаку не имеют отношения к дополнительным строительным работам по текущему ремонту.
Этим формальным признаком является отсутствие проектной документации. В ст. 698 ГК говорится о неучтенных в проектно-сметной документации работах, в п. 12 Положения № 1553 — более конкретно, о работах, не предусмотренных в проектной документации, разработанной по стадии «Строительный проект».
Можно утверждать, что в настоящее время существует пробел в законодательстве в части регулирования порядка действий сторон при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ по текущему ремонту.
Хорошая новость в том, что такой пробел существует и стороны могут оговорить свои действия при обнаружении дополнительных работ, руководствуясь здравым смыслом и нормой ст. 71 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Согласно ч. 2 п. 1 указанной статьи до внесения изменений в нормативные правовые акты либо принятия (издания) новых нормативных правовых актов устранение пробелов в законодательстве (правовом регулировании) может осуществляться путем применения институтов аналогии закона и аналогии права.
Рассмотрим порядок действий при выявлении дополнительных работ.
Определение дополнительных работ при текущем ремонте
Прежде всего необходимо определить, что понимается под дополнительными работами при текущем ремонте. В отсутствие проектной документации документом, определяющим состав и объемы работ, является дефектный акт с приложенной сметой.
Соответственно, опираясь на определение, данное в п. 12 Положения № 1553, можно определить, что работы, не предусмотренные в дефектном акте и смете, необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена заказчиком, являются дополнительными работами при текущем ремонте.
Для применения в отношениях между сторонами рекомендуется отразить данное определение в договоре строительного подряда.
Уведомление об обнаружении дополнительных работ
Применяя по аналогии п. 3 ст. 698 ГК, подрядчик должен уведомить заказчика об обнаружении дополнительных работ.
Примерная форма уведомления:
Директору ОАО «А»
Кедрову П.П.
ООО «Стройремонт»
Уведомление
Настоящим уведомляем вас, что в ходе выполнения строительных работ по текущему ремонту обнаружены неучтенные в дефектном акте и смете следующие работы:
1.
2.
3.
Просим подтвердить необходимость выполнения указанных работ.
В случае неполучения вашего ответа в течение 10 (десяти) дней с момента уведомления ООО «Стройремонт» оставляет за собой право приостановить выполнение работ с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
Директор ООО «Стройремонт» В.В. Дубов
Подтверждение необходимости выполнения дополнительных работ заказчиком
Необходимость выполнения дополнительных работ по текущему ремонту подтверждается заказчиком в произвольной форме. Это может быть письмо о подтверждении указанных подрядчиком объемов работ либо двусторонний акт, подписанный подрядчиком и заказчиком.
Оформление дополнительных работ заказчиком
Для обоснования дальнейших действий по оформлению дополнительных работ заказчиком приведем выдержку из договора подряда на выполнение работ по текущему ремонту:
«1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
1.1. Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по текущему ремонту на объекте: ______________________________ (далее — работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат этих работ и уплатить обусловленную договором цену.
1.2. Работы выполняются в соответствии с дефектным актом и сметой, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора (приложения 1, 2).»
Дефектный акт и смета являются аналогом проектной документации в случае текущего ремонта.
Справочно.
Форма С-1 «Дефектный акт» утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14 «Об установлении формы дефектного акта».
При этом в законодательстве не указано на возможность внесения в форму С-1 изменений или дополнений.
Суммируя перечисленное выше, можно сделать следующий вывод:
— перечень, объемы и стоимость работ по текущему ремонту определяются в дефектном акте и смете;
— иные документы, содержащие объемы, перечень и стоимость работ, в том числе дополнительных работ, для текущего ремонта законодательством не пре-дусмотрены.
Таким образом, в случае согласия заказчика с необходимостью выполнения дополнительных работ по текущему ремонту, обнаруженных подрядчиком, заказчик должен составить дефектный акт по форме С-1 с указанием дополнительных работ и смету к нему. Дефектный акт и смета на дополнительные работы прилагаются к дополнительному соглашению к договору подряда на выполнение работ по текущему ремонту.
Отметим, что согласно п. 75 Правил № 1450 подрядчик вправе заявить требование об изменении сроков строительства в связи с выявлением дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств.
Ввиду отсутствия проектной документации применение данной нормы возможно по аналогии.
Однако в случае бюджетного финансирования до того, как стороны подпишут дополнительное соглашение, им придется оформить еще некоторое количество документов, связанных с проведением процедуры закупки строительных работ.
Закупка дополнительных работ при проведении текущего ремонта
В случае, если финансирование проведения текущего ремонта осуществляется за счет бюджетных средств, закупку товаров (работ, услуг) необходимо проводить в порядке, установленном законодательством. Это же касается закупки дополнительных работ.
Согласно подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов не является обязательным в случаях, когда заключаются договоры:
— на выполнение работ по текущему ремонту;
— выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством.
Поскольку дополнительные работы относятся к текущему ремонту, то для закупки дополнительных работ необходимо провести процедуру переговоров.
Возникает парадоксальная ситуация: подрядчик, выполнявший работы, установил необходимость выполнения дополнительных работ. Заказчик согласился с необходимостью таких работ и, невзирая на уже заключенный договор подряда на выполнение работ по текущему ремонту, должен провести процедуру выбора контрагента.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в письме от 28.10.2019 № 04-3-05/14559 «О некоторых вопросах проведения процедур закупок при строительстве», намекая на выход из этой ситуации, отмечает, что на основании п. 62 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение № 88), в организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники). Таким образом, законодатель этой нормой установил, что при проведении переговоров можно рассматривать предложение одного участника и они будут признаны состоявшимися.
Таким образом, заказчик должен провести процедуру переговоров с одним участником. Переговоры проводятся в порядке, установленном в главе 11 Положения № 88.