Вы на портале
Процедуры государственных закупок

Источники финансирования: определение, виды и ответственность

Что такое источник финансирования? Как соотносятся понятия «источник финансирования предмета закупки» и «источник финансирования строительства»? Какая ответственность предусмотрена за неверное определение источника финансирования?

Майборода Владимир
Майборода Владимир
Юрист
252 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Источник финансирования – это …? 

Поскольку нормативного определения понятия «источник финансирования» нет, рассмотрим его буквальное толкование.

Финансирование (англ. funding) ‒ обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами) организаций и предприятий, различных экономических проектов. Может осуществляться как из собственных средств организаций и предприятия, так и из государственных источников, из средств бюджетов всех уровней, кредитных средств, взносов юридических и физических лиц. Финансирование подразумевает наличие одного субъекта – владельца или распорядителя денежных средств (далее – распорядитель) и второго субъекта ‒ получателя этих денежных средств на определенные первым субъектом цели.

Таким образом, источник финансирования – это сумма денежных средств, зарезервированных их распорядителем для передачи получателю.

Для целей закупок можно разделить источники финансирования на 3 группы:

  • бюджетные;
  • собственные средства;
  • собственные средства под гарантии.

Государственный бюджет как источник финансирования

В подп. 1.46 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее – БК) определено, что распорядитель бюджетных средств ‒ это организация, которая в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства имеет полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляет другие функции.

Распорядителями бюджетных средств могут быть (ст. 80 БК):

  • по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, ‒ государственные органы, другие государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
  • по бюджетным назначениям, предусмотренным решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, ‒ государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, бюджетная или иная организация, наделенная государственными органами полномочиями по реализации определенных задач и функций государства;
  • по бюджетным назначениям, предусмотренным законодательным актом о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, ‒ государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда.

Получатель бюджетных средств ‒ бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и/или исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БК).

Государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и/или средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки, в том числе договора жизненного цикла в случае его заключения.

Таким образом, для того чтобы государственный бюджет являлся источником финансирования, нужно, чтобы распорядитель бюджетных средств распределил бюджетные ассигнования конкретному получателю на текущий финансовый год. Получатель бюджетных средств вправе внести закупку в годовой план государственных закупок и провести такую закупку в соответствии с законодательством.

Собственные средства как источник финансирования

Если обеспечение деятельности организации осуществляется за счет принадлежащих ей материальных активов, то источником финансирования могут являться средства организации.    При этом распорядитель и получатель совпадают.

Однако в отдельных случаях для хозяйственных обществ расходование средств по определенным направлениям либо свыше определенной суммы может быть отнесено к компетенции общего собрания акционеров (участников). В этом случае можно говорить, что распорядителем является вышестоящий орган управления обществом, а исполнительный орган является получателем.

Для целей закупок в законодательстве содержится специальное определение понятия «собственные средства». Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (далее ‒ организации), осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами.

Таким образом, для указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229 субъектов в целях проведения закупок любые средства, кроме бюджетных, являются собственными. Соответственно, источником финансирования закупок будут являться все средства, которыми распоряжается организация, в том числе кредитные.

В приложении 1 к постановлению № 229 перечислены случаи закупок за счет собственных средств, которые проводятся без учета правил, установленных постановлением № 229, субъектами, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229.

Согласно п. 3 приложения 1 к постановлению № 229 закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве (далее – закупки при строительстве), не регулируются постановлением № 229. Субъекты, указанные в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, проводят закупки за счет собственных средств при строительстве согласно своим внутренним правилам.

Однако из данного правила есть исключение.

Закупки за счет собственных средств под гарантии

Закупки при строительстве регулируются постановлением № 229, если они производятся с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Иными словами, должны быть выполнены следующие условия:

  • субъектом, проводящим закупку, является организация, указанная в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229;
  • предметом закупки являются товары (работы, услуги) при строительстве;
  • источником финансирования закупки являются средства внешних государственных займов или внешних займов или кредиты банков Республики Беларусь;
  • займы или кредиты выданы под гарантии Совета Министров Республики Беларусь или облисполкомов (Минского горисполкома).

При этом, поскольку применяется постановление № 229, все перечисленные источники считаются собственными средствами.

Источники финансирования при закупке и при строительстве

Как при закупках, так и при заключении договоров обязательным является указание на источник финансирования закупок.

При проведении закупок информация об источнике финансирования указывается в обязательном порядке в приглашении (ст. 22 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», подп. 2.3 п. 2 постановления № 229).

Согласно п. 10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), одним из существенных условий договора строительного подряда является указание на источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год.

Как правило, вид источника финансирования в приглашении и в договоре должен совпадать. То есть если в приглашении указано, что закупка проводится за счет собственных средств, то и в договоре подряда должно быть аналогичное условие.

Отметим, что указание на виды источников при проведении закупки и при заключении договора преследует различные цели.

Цель указания на источник финансирования при проведении закупки – информирование участников о необходимости соблюдения законодательства, регулирующего данный вид закупок.

Указание же на источник финансирования в договоре подряда, по нашему мнению, преследует цель соблюдения законодательства, регулирующего заключение и исполнение договоров в зависимости от вида источника финансирования. Так, например, Правила № 1450 зачастую по-разному регулируют отношения между заказчиком и подрядчиком в зависимости от того, привлекаются ли бюджетные средства для строительства объекта или нет.

Ответственность 

Административная ответственность за нарушения при проведении закупок предусмотрена ст. 12.9 КоАП «Нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг)» и ст. 12.27 КоАП «Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

Справочно.
КоАП содержит ст. 12.10 «Нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве». Однако в настоящее время отсутствует законодательство, устанавливающее порядок закупок при строительстве.

Неверное определение источника финансирования непосредственно не является составом правонарушения для привлечения к административной ответственности.   Однако если вследствие неверной классификации источника финансирования были совершены действия, расцениваемые как нарушения законодательства, то возможно привлечение к административной ответственности. Например, в силу п. 2 ст. 12.9 КоАП нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры государственных закупок влечет наложение штрафа в размере до 15 базовых величин.

Согласно п. 2 ст. 4.6 КоАП юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции. Следовательно, в отношении ст. 12.9 и 12.27 КоАП субъектом административной ответственности может быть только физическое лицо (например, руководитель заказчика, член комиссии, лицо, ответственное за организацию и проведение закупки в организации).

Привлечение к иным формам ответственности (дисциплинарной либо уголовной) зависит в первую очередь от того, был ли нанесен ущерб и в каком размере, государственной либо частной собственности.

252 Shape 1 copy 6Created with Avocode.