Вы на портале
Процедуры государственных закупок

Алгоритм юридических действий по проведению государственных закупок (конкурентные процедуры)

В этом материале мы рассмотрим общий алгоритм действий организации, заинтересованной в приобретении товаров, работ или услуг (далее – заказчик), по проведению конкурентных процедур государственных закупок. Следует помнить, что каждый вид процедуры закупки имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Палто Галина
Палто Галина

Юрисконсульт Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

548 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Шаг 1. Формирование годового плана закупок

Началом проведения процедуры государственной закупки является внесение предмета закупки в годовой план государственных закупок в соответствии с кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — ОКРБ 007-2012).

Заказчик обязан ежегодно формировать и утверждать годовой план государственных закупок на текущий год. Годовой план закупок формируется на основании потребности организации в приобретении товаров (работ, услуг). Потребность определяется структурными подразделениями (специалистами) заказчика с учетом необходимости в закупке определенных товаров (работ, услуг), в том числе путем изучения и анализа годового плана закупок прошлого года.

Справочно. 
При формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Годовой план утверждается руководителем заказчика. После утверждения годовой план размещается на электронной торговой площадке в течение 5 рабочих дней с даты утверждения, за исключением сведений, составляющих государственные секреты (ч. 1 п. 2 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее ‒ Закон о госзакупках).

Годовой план закупок подлежит размещению на электронной торговой площадке (goszakupki.by) до начала закупок. Таким образом, он должен быть размещен в первых числах года.

Операторы электронной торговой площадки и Государственной информационно-аналитической системы (далее ‒ ГИАС) обеспечивают размещение годового плана в ГИАС (п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках).

Изменения и (или) дополнения в годовой план вносятся заказчиком в том же порядке, в котором утверждался годовой план закупок (п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках).

Шаг 2. Принятие решения о проведении закупки

До проведения процедуры закупки заказчик должен принять решение о проведении государственной закупки. Законодательством не определено, как именно оформлять такое решение. Порядок оформления данного решения может быть предусмотрен в локальных правовых актах заказчика (например, в Положении о порядке организации и проведения госзакупок).

Кроме того, заказчик должен решить, кто будет проводить закупку. Закупка может проводиться самостоятельно заказчиком либо с привлечением организатора (ст. 13 Закона о госзакупках).

При проведении государственной закупки самостоятельно заказчик должен определить структурное подразделение либо назначить лицо, ответственное за проведение процедуры закупки. Заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника, обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок для выполнения функций по их проведению (п. 1 ст. 12 Закона о госзакупках).

Заказчик обязан сформировать комиссию по проведению конкурентных процедур закупок. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком самостоятельно (п. 1 ст. 14 Закона о госзакупках).

Принятие решения о проведении закупки оформляется приказом, в котором назначаются лица, ответственные за проведение закупки, а также состав комиссии по проведению закупки. В приказе заказчик определяет задачи комиссии и предоставляет ей полномочия для выполнения задач по проведению закупок.

Справочно.
Образец приказа о создании комиссии и назначении ответственного лица можно скачать по ссылке.

Шаг 3. Определение ориентировочной стоимости закупки и выбор процедуры

Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки ‒ это общая стоимость предмета государственной закупки, включающая общую сумму выплат заказчиком поставщику за поставку товаров, НДС и другие налоги, иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки (абз. 10 ст. 1 Закона о госзакупках).

Справочно.
С учетом специфики строительства определение потребности в товарах (работах, услугах) для строительства осуществляется на основании проектной документации (абз. 27 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», далее – Закон № 300-З).

Выбор процедуры закупки зависит от годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), внесенных в годовой план по кодам ОКРБ 007-2012. Таким образом, для того, чтобы определить вид процедуры закупки, необходимо уточнить стоимость внесенных в годовой план товаров (работ, услуг) по конкретному коду ОКРБ.

Также при выборе вида процедуры закупки следует учитывать, входит ли предмет государственной закупки в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Шаг 4. Подготовка пакета документов и размещение приглашения

После определения вида процедуры закупки заказчик должен подготовить пакет документов для проведения процедуры закупки, включающий в себя приглашение и проект договора.

Справочно.
При проведении закупок в строительстве в пакет документов для процедуры закупки дополнительно необходимо включать дефектный акт и смету (п. 9 ст. 51 Закона № 300-З).

Приглашение является частью документов, предоставляемых для подготовки предложения, и должно содержать:

  • наименование вида процедуры закупки;
  • наименование предмета закупки, его объем, а также срок и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки;
  • наименование, место нахождения и учетный номер плательщика заказчика;
  • указание источника финансирования закупки;
  • требования к участникам, включая перечень документов и (или) сведений для их проверки;
  • ориентировочную стоимость предмета закупки;
  • дату истечения срока для подготовки и подачи предложений (п. 1 ст. 23 Закона о госзакупках);
  • требования о предоставлении конкурсного или аукционного обеспечения, указание его размера и минимального срока действия банковской гарантии, если заказчиком (организатором) установлены такие требования;
  • иные сведения в зависимости от процедуры закупки и конкретных обстоятельств в соответствии с Законом о госзакупках.

Приглашение размещается на электронной торговой площадке, а уведомления при проведении закрытого конкурса направляются непосредственно участникам.

Шаг 5. Рассмотрение предложений участников, выбор победителя

После истечения срока для подачи участниками предложений по конкурентным видам закупок оператор электронной торговой площадки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подготовки и подачи предложений, обеспечивает доступ к предложениям участников для их рассмотрения заказчиком.

Справочно. 
Порядок принятия решения заказчиком, равно как и сроки рассмотрения предложений, а также состав пакета документов зависят от вида процедуры закупки.

Комиссия заказчика осуществляет рассмотрение предложений не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.

Протокол открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений размещается заказчиком на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия комиссией такого решения.

В случае, если до истечения срока для подготовки и подачи предложений не представлено ни одного предложения либо подано только одно предложение, конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся.

Оператор электронной торговой площадки в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подготовки и подачи предложений, в соответствии со своим регламентом формирует и размещает на ней протокол признания процедуры несостоявшейся.

Оценка и сравнение предложений по конкурентным процедурам осуществляются комиссией при наличии предложений не менее двух участников, соответствующих требованиям документов для проведения закупки.

Протокол оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания конкурентной процедуры закупки несостоявшейся заказчик размещает на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Оператор электронной торговой площадки обеспечивает направление соответствующих уведомлений участникам.

Справочно.
Проведение процедуры закупки из одного источника регулируется ст. 49 Закона о госзакупках и постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника».

Шаг 6. Заключение договора с участником-победителем

Договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя (п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках).

По результатам проведения конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор заключается в виде электронного документа на электронной торговой площадке в порядке, установленном ч. 2‒6 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках.

Договор заключается по истечении срока для обжалования, установленного абз. 3 п. 2 ст. 52 Закона о госзакупках, но не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. При исчислении данного срока не учитывается срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, установленный п. 1 ст. 53 Закона о госзакупках.

548 Shape 1 copy 6Created with Avocode.