Вы на портале
Нормативное регулирование

Закупки при строительстве за счет собственных средств: особенности ценообразования на отдельные товары

Комментарий к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2022 № 116

С 26 января 2023 г. вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2022 № 116 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление № 116), которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на товары (далее — Инструкция № 116).

При этом действие постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» приостановлено до 01.01.2024 (п. 8 постановления № 116).

Рассмотрим ключевые правовые и практические аспекты нового регулирования цен в строительстве.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


1421 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Постановление № 447 и постановление № 116: важные нюансы

Напомним, что Перечень товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) и предназначенных для использования при строительстве объектов*, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее — Перечень, постановление № 447).

* За исключением строительных материалов, изделий, конструкций, цены на которые регулируются согласно приложению 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Согласно п. 2 постановления № 447 условия регулирования цен распространяются только на те товарные позиции, которые перечислены в Перечне.

Действие постановления № 116 распространяется на юридических лиц и ИП, осуществляющих производство (ввоз) и реализацию товаров, определенных в Перечне, предназначенных для использования при строительстве объектов на территории Республики Беларусь независимо от источников финансирования и при производстве товаров для строительства объектов.

Справочно.
С текстом постановления № 116 можно ознакомиться по ссылке.

Таким образом, условия регулирования цен:

1) распространяются только на те товарные позиции, которые перечислены в Перечне;

2) распространяются на юридических лиц и ИП независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;

3) распространяются только при осуществлении закупок товаров при строительстве, при нахождении товарной позиции в Перечне и наличии такой позиции в смете по объектам текущих ремонтов, предпроектной (предынвестиционной) документации в составе раздела обоснования инвестиций, в проектной сметной документации;

4) не применяются физическими лицами;

5) не применяются при формировании цен (отпускных цен) на товары, реа­лизуемые (п. 5 постановления № 116):

— по внешнеторговому договору, для производства товаров для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору, субъекту торговли для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору;

— для последующей розничной торговли, а также реализации в магазинах, павильонах, киосках юридическим лицам и ИП, приобретающим товары для целей текущего ремонта и (или) благоустройства собственных территорий, в том числе через субъектов, осуществляющих оптовую торговлю;

— в магазинах, павильонах, киосках юридическим лицам и ИП, приобретающим товары для целей текущего ремонта и (или) благоустройства собственных территорий. 

Что включать в документы на закупку и договор?

В документах на закупку товаров (при их наличии) и (или) в договорах купли-продажи необходимо отражать цель приобретения товара, в частности:

— при осуществлении государственных закупок данная информация должна быть отражена в запросе информации при исследовании рынка при закупке из одного источника, в документах процедуры запроса ценовых предложений, конкурсных документах, аукционных документах, в проекте договора (п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 46 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»);

— при осуществлении закупок за счет собственных средств при строительстве объектов по разработанным и внедренным локальным актам (подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»);

— при осуществлении закупок за счет собственных средств организаций, обязанных применять постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), если строительство (не предмет закупки, а именно объект строительства) финансируется с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

При этом цель приобретения товара подлежит отражению в документации о закупке по конкурентным видам процедур закупок, указанным в Порядке закупок заказчиков (ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления № 229). При применении закупок из одного источника по основаниям подп. 2.2 п. 2 постановления № 229 (при наличии вышеуказанных источников финансирования объекта строительства) цель приобретения отражается в запросах информации при проведении маркетинговых исследований с целью определения оптимального поставщика.  

Как поставщики формируют цены?

Цены должны формироваться поставщиками на основании информации о цели приобретения товара, указанной покупателем такого товара в соответствующих документах на закупку товаров. 

В ТТН (ТН) в соответствии с ч. 2 п. 5 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Рес­публики Беларусь от 30.06.2016 № 58, а также п. 14 Инструкции № 116 указываются сведения, связанные с формированием регулируемой цены на товар:

— код товара согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;

— статус продавца — производитель, импортер;

— отпускная цена производителя (импортера) — заполняется в случае оформления ТТН (ТН) субъектами, осуществляющими оптовую торговлю товаром, в отношении которого они не являются производителями или импортерами;

— процент оптовой надбавки к отпускной цене производителя либо импортера (суммарная надбавка всех звеньев поставок);

— включенная в отпускную цену товара стоимость доставки до пункта разгрузки, определенного договором купли-продажи.

Отдельные условия формирования цен представлены в таблице:

Чем новое регулирование цен отличается от ранее действовавшего?

В представленной ниже таблице приведены существенные отличия Инструкции № 116 от Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на товары, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее — Инструкция № 69, постановление № 69). 

1421 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме