Вы на портале
Государственные закупки

Участие в государственных закупках разработчика ППД

В настоящей статье рассмотрим ситуацию, когда участником процедуры государственной закупки является лицо, разработавшее предпроектную (предынвестиционную) документацию (далее – ППД) по объекту, для которого закупаются проектные работы, в том числе с учетом отдельных особенностей по источнику финансирования такой закупки.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


178 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Сфера применения и общие положения 

В развитие Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16) было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «Об обращении с отходами товаров и упаковки» (вступило в силу с 1 июля 2020 г.), которым утверждено Положение о порядке закупок товаров (работ, услуг) за счет денежных средств, поступающих на специальный счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее ‒ Положение, спецсчет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»). Данным Положением определяется порядок закупок товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет денежных средств, поступающих на спецсчет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», при реализации мероприятий государственных программ или инвестиционных проектов, связанных с обращением с коммунальными отходами, строительством (реконструкцией, модернизацией) объектов по обезвреживанию или использованию отходов получателями средств.

Помимо абз. 6‒9 ч. 1 п. 3 приложения к Указу № 16, Положение применяется в отношении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, за исключением товаров (работ, услуг), приобретаемых за счет средств, указанных в п. 2 Положения, а также когда проведение биржевых торгов необязательно с учетом абз. 2 п. 3 Положения.

При этом п. 4 Положения предусмотрена обязанность осуществления закупок товаров (работ, услуг) для строительства (в том числе реконструкции, модернизации) объектов за счет денежных средств, поступающих на специальный счет оператора, в порядке, установленном законодательством о государственных закупках.

Из вышеизложенного следует, что не применяются установленные в ч. 1 п. 13 Положения условия допуска участников к процедурам закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, предусмотренных Положением (запрос ценовых предложений и закупка из одного источника).

Таким образом, в силу п. 4 Положения подлежит применению законодательство о государственных закупках с учетом:

Выводы и обоснования

Если участник процедуры государственной закупки являлся разработчиком ППД по договору государственной закупки, заключенному с заказчиком на разработку такой документации, и в последующем принимает участие в процедуре государственной закупки, предметом которой является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту строительства, возникает вопрос: имеются ли основания у заказчика (организатора) в силу абз. 7 ч. 1 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З принять решение о недопуске такого участника к участию в государственной закупке или принять решение об отклонении предложения такого участника ввиду несоответствия требованиям законодательства? По нашему мнению, таких оснований нет.

В п. 2 ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее ‒ Закон № 300-З) определены лица, которые не могут выступать участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. К таким лицам относятся:

  • организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • дочернее унитарное предприятие, дочернее или зависимое хозяйственное общество, обособленное структурное подразделение (филиал) организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;
  • юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
  • лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • лицо, включенное в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

 Условия абз. 7 ч. 1 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, подп. 1.7 п. 1 постановления № 395 и п. 2 ст. 57 Закона № 300-З свидетельствуют о том, что данное ограничение устанавливается законодателем с учетом имеющейся у таких лиц возможности оказывать влияние на результаты процедуры закупки, а также специфики правового статуса этих лиц, предусматриваемой иными законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, вышеуказанные положения направлены на обеспечение равноправного участия субъектов экономической деятельности в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, а также предупреждение правонарушений.  

Также из положений, предусмотренных абз. 7 ч. 1 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, подп. 1.7 п. 1 постановления № 395 и п. 2 ст. 57 Закона № 300-З, не усматривается наличие признаков ограничения участия в государственных закупках участника, как ранее по отдельному договору государственной закупки ‒ разработчика ППД при осуществлении государственных закупок проектных работ.

Если исходить из существа обязательства в части предмета договора по разработке ППД, то, как следует из п. 3 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее – Правила № 297), предметом договора является разработка ППД.

С учетом ч. 1 п. 6 Правил № 297 условия договора по разработке ППД формируются:

  • в соответствии с условиями и результатом проведения процедуры закупок при строительстве в установленном законодательством порядке в случае, если проведение такой процедуры является обязательным;
  • по соглашению сторон при отсутствии оснований для проведения процедуры закупок при строительстве.

Согласно п. 5.1.1.2 СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации», утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.05.2023 № 53, разработка ППД включает в себя в том числе разработку задания на проектирование, требования к которому установлены в п. 5.6 СП 1.02.01-2023.

В соответствии с ч. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) ППД на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, относимых к 1‒4-му классам сложности, разрабатывается и утверждается заказчиками, застройщиками в составе раздела обоснования инвестиций, задания на проектирование и иной документации. В такой ППД указываются:

  • необходимость, техническая возможность, экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов;
  • требования к земельному участку, ограничения по использованию земельного участка (при возведении, реконструкции объектов);
  • варианты объемно-планировочных и технологических решений;
  • сведения об инженерных нагрузках;
  • источники и объемы финансирования;
  • оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду);
  • расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов.

Согласно ч. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 26 ППД является основанием для принятия решения заказчиком (застройщиком) о нецелесообразности и (или) необоснованности осуществления инвестиций.

Пробел в законодательстве?

Обязанность по применению законодательства о государственных закупках при осуществлении закупок при строительстве, проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству также возлагается на генеральную подрядную организацию или генеральную проектную организацию.

Однако возникают следующие вопросы:

  • кем будет выступать генеральная проектная или генеральная подрядная организация при осуществлении государственной закупки субподрядных проектных, изыскательских, обследовательских и иных субподрядных работ, если с учетом ст. 1 Закона № 419-З генеральный подрядчик и генеральный проектировщик не являются заказчиком и организатором закупок?
  • как генеральной проектной организации или генеральной подрядной организации заполнять форму годового плана государственных закупок (графы 8‒10, 12 и 13) с учетом того, что источник финансирования строительства – средства, поступающие на спецсчет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»? Как отражать такие средства, если их получателем генеральная проектная организация не является?
  • с учетом информации, изложенной в предыдущих двух пунктах, как генеральной проектной организации или генеральной подрядной организации разместить процедуру государственной закупки на электронной торговой площадке, если такая организация не является заказчиком или организатором? Каким образом предусмотрено в рамках программного продукта операторов электронной торговой площадки и ГИАС размещение таких государственных закупок, прохождение процедуры подтверждения резервирования финансирования и размещения государственной закупки генеральной проектной организацией?

Ответить на поставленные вопросы весьма проблематично ввиду отсутствия прямых норм, регулирующих отношения, вытекающие из п. 4 Положения.

Также стоит отметить, что данные вопросы будут возникать и в связи с проведением государственных закупок с учетом изменений, внесенных в Закон № 419-З. В соответствии с абз. 7 ч. 1 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений.

Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя – разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации, а также на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, осуществлявших консультирование и (или) участвовавших в разработке технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития и (или) технического задания на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем, предусмотренных в рамках такого мероприятия, при приобретении работ (услуг) по реализации этого мероприятия.

То есть если участник процедуры государственной закупки по закупке проектных работ являлся разработчиком ППД, ввиду отсутствия прямой нормы по аналогии с абз. 7 ч. 1 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, позволяющей быть участником процедуры государственной закупки, существует риск принятия решения комиссией по государственным закупкам о неподтверждении соответствия такого участника требованиям указанного абзаца и отклонении его предложения.  

178 Shape 1 copy 6Created with Avocode.