Вы на портале
Государственные закупки

Практика применения постановления № 3

При вступлении в силу новых изменений в законодательство организации зачастую сталкиваются с ситуацией, когда применение нового нормативного правового акта обязательно (несмотря на переходный период), а применить его на практике в силу различных обстоятельств бывает сложно. Рассмотрим случай из практики.

Палто Галина
Палто Галина

Юрисконсульт Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

80 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовое регулирование изменения стоимости нормо-часа 

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.01.2023 № 3 «Об установлении размера одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении» (далее ‒ постановление № 3) с 17.02.2023 введен в действие новый размер одного человеко-часа рабочих-строителей, применяемый при определении сметной стоимости строительства объектов.

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в письме от 01.03.2023 № 04-3-02/3060 (далее – письмо № 04-3-02/3060) разъяснило, что данный норматив обязателен к применению по всем объектам строительства независимо от вида строительства, источника финансирования (средства бюджета, кредиты банка под гарантии Правительства Республики Беларусь, средства дольщиков, собственные средства заказчиков и пр.), стадии строительства, формы собственности заказчиков и подрядчиков.

Действие постановления № 3 распространяется на объекты, по которым на день его вступления в силу:

  • проектная документация не разработана, разработана и не утверждена либо утверждена, но не начато строительство, в том числе не заключены договоры строительного подряда;
  • начато строительство и не превышена нормативная продолжительность строительства (без учета приостановления строительства) в части остатка работ, подлежащих выполнению согласно графику производства работ.

С учетом изложенного норматив стоимости одного человеко-часа применяется в том числе при возведении, реконструкции, реставрации, модернизации, технической модернизации, капитальном и текущем ремонте, благоустройстве, сносе, консервации объектов строительства независимо от того, на каком этапе находится строительство (на стадии разработки, экспертизы проектной документации, заключения договора и т.д.), источников финансирования и форм собственности заказчиков и подрядчиков.

Применение на практике

Учреждение образования (далее – УО) заключило с подрядной организацией договор строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития (далее – договор). Дата договора – 24.02.2023. Срок выполнения работ по договору ‒ с 24.02.2023 по 31.08.2023.

В связи с тем, что на момент заключения договора проектная документация по объекту была разработана и утверждена, но договор еще не был заключен, постановление № 3 позволяло заключить такой договор, действие этого постановления распространялось на объект по такому договору.

В соответствии с нормами постановления № 3 и письмом № 04-3-02/3060 строительно-монтажные работы на объекте по заключенному договору подрядной организацией были окончены.

Однако в связи с установлением нового размера стоимости одного человека-часа необходимо было пересчитать сметную стоимость строительства.

После пересчета сметной стоимости и утверждения проектной документации с новой сметной стоимостью нужно скорректировать неизменную договорную (контрактную) цену работ.

Справочно. 
При увеличении сметной стоимости строительства на основании норм постановления № 3 требуется повторное прохождение государственной экспертизы и утверждение архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) согласно п. 4 ст. 32 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

По объектам, проектная документация на строительство которых на день вступления в силу постановления № 3 прошла государственную экспертизу и утверждена или находится в стадии утверждения, заказчик имеет право провести процедуру выбора подрядчика (в том числе процедуру государственных закупок), заключить договор строительного подряда по неизменной договорной (контрактной) цене, сформированной по утвержденной проектной документации (ч. 6 письма № 04-3-02/3060).

Одновременно был заключен договор на пересчет сметной документации и прохождение государственной экспертизы с проектной организацией. По результатам пересчета было получено положительное заключение государственной экспертизы от 30.06.2023 в дополнение к заключению государственной экспертизы от 28.02.2022.

На основании пересчитанной сметной документации и заключения государственной экспертизы УО запросило в Министерстве образования Республики Беларусь дополнительное финансирование. Денежные средства были выделены на вышеуказанный объект на 4-й квартал 2023 г.

После выделения средств у заказчика появилась возможность заключить дополнительное соглашение на корректировку неизменной договорной (контрактной) цены работ с тем, чтобы выполнить свои обязательства в части оплаты выполненных работ в связи с изменением законодательства согласно условиям заключенного договора и п. 72 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.

УО подготовило, разместило и подписало дополнительное соглашение к договору на электронной торговой площадке, однако при осуществлении оплаты по данному дополнительному соглашению у органов казначейства возник вопрос: почему пересчет стоимости нормо-часа рабочего по постановлению № 3 и подписание дополнительного соглашения к договору, работы по которому уже завершены, осуществляются только в 4-м квартале?

В обоснование своей точки зрения УО направило в органы казначейства письмо со следующими доводами:

  1. по условиям заключенного договора он действует до момента выполнения сторонами всех своих обязательств;
  2. по состоянию на дату подписания дополнительного соглашения подрядчик не выполнил свои обязательства в соответствии с договором по вводу объекта в эксплуатацию, а заказчик соответственно ‒ по оплате выполненных работ;
  3. подрядчик на основании графика производства работ вел строительно-монтажные работы на объекте и завершил их в августе 2023 г. Продлевать сроки строительства по договору не было оснований;
  4. дополнительное финансирование на оплату по договору после внесения в него изменений и прохождения государственной экспертизы было выделено только на 4-й квартал 2023 г.;
  5. постановление № 3 обязательно к применению по всем объектам строительства независимо от вида строительства, источника финансирования, стадии строительства, формы собственности заказчиков и подрядчиков, отказ по оплате препятствует выполнению заказчиком взятых на себя обязательств по договору.

Из сложившейся ситуации был найден выход: дополнительное соглашение к договору об изменении стоимости строительных работ с учетом постановления № 3 было согласовано с органами казначейства и подписано с подрядной организацией на ЭТП с оговоркой «настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на отношения, возникшие с 24.02.2023, и действует по 31.12.2023».

В результате этого оплата по дополнительному соглашению к договору была проведена органами казначейства и заказчик выполнил свои обязательства по договору, в том числе с учетом изменений, внесенных постановлением № 3.

80 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме