Вы на портале
Государственные закупки

Определение предельной стоимости предмета госзакупки: важные аспекты

На официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Респуб­лики Беларусь (далее — МАРТ) размещено разъяснение ведомства — письмо от 04.06.2024 № 14-01-10/1075К «О некоторых вопросах определения предельной стоимости предмета государственной закупки» (ссылка доступа — clck.ru/3C3tJd).

Рассмотрим некоторые аспекты определения предельной стоимости предмета государственной закупки (далее — госзакупка, закупка) с учетом указанного разъяснения.

Бенсман Максим
Бенсман Максим
Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов
84 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Сущность предельной стоимости предмета госзакупки

Предельная стоимость предмета государственной закупки (далее — предельная стоимость) — максимальная стоимость предмета закупки, включающая предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее — поставщик) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (абз. 15 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее — Закон).

Обратите внимание.
Не допускается заключение договора по цене, превышающей предельную стоимость (ч. 2 п. 2 ст. 49 Закона).

Положение о порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки утверждено постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.04.2024 № 34 (далее — Положение).

Определение предельной стоимости с учетом распределения предмета закупки по частям (лотам)

Предельная стоимость определяется с учетом распределения предмета закупки по частям (лотам) (ч. 1 п. 3 Положения). Если предметом закупки выступают различные товары (работы, услуги), то предельная стоимость может быть рассчитана на основании информации о цене (тарифе) всего предмета закупки либо как сумма цен (тарифов) всех товаров (работ, услуг), включенных в предмет закупки (ч. 2 п. 3 Положения).

Когда определяется предельная стоимость?

Предельная стоимость определяется при подготовке документов, представляемых для подготовки предложения, а также после принятия решения о проведении процедуры закупки из одного источника (далее — ЗОИ) (ч. 1 п. 4 Положения).

Таким образом, оно не предусматривает возможности изменения предельной стоимости в ходе проведения конкурентной процедуры закупки. Однако Положение не запрещает изменять предельную стоимость в ходе проведения процедуры ЗОИ. 

При этом необходимость повторного определения предельной стоимости всего предмета закупки или его части (лота) при переходе к повторной процедуре закупки, процедуре ЗОИ на основании п. 7 приложения к Закону определяется заказчиком (организатором) (далее — заказчик) самостоятельно (ч. 3 п. 4 Положения). 

Таким образом, принимая решение о переходе к повторной процедуре закупки или, в установленных законодательством случаях, к процедуре ЗОИ, заказчик самостоятельно решает, необходимо ли ему заново определять предельную стоимость либо использовать ранее определенную.

Способы определения предельной стоимости

Способы определения предельной стоимости установлены ч. 1 п. 4 Положения. К ним относятся:

1. Способ изучения конъюнктуры рынка.

При применении данного способа нужно учитывать информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), полученную с учетом коммерческих и/или финансовых условий поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), сопоставимых с условиями планируемой к проведению процедуры госзакупки (ч. 3 п. 5 Положения).

Обратите внимание.
Способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным и может применяться как самостоятельно, так и совместно с иными способами (ч. 2 п. 5 Положения).

Для определения предельной стоимости способом изучения конъюнктуры рынка должен быть использован один/несколько из источников, перечисленных в ч. 1 п. 6 Положения. При этом нужно использовать информацию не менее чем о пяти (при их наличии) ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), включая не менее чем две (при их наличии) цены отечественных производителей при закупках товаров, полученных посредством изучения вышеуказанных источников (ч. 1 п. 7 Положения).

При приобретении товаров (работ, услуг) с применением для определения предельной стоимости рассматриваемым способом такого источника информации, как направление (размещение на электронной торговой площадке) заявки о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), как указывает МАРТ, заказчик обязан направить заявки в адрес не менее двух отечественных производителей (при их наличии) (ч. 3 п. 6 Положения). При этом срок представления потенциальными поставщиками информации о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), устанавливаемый в заявке, должен составлять не менее двух рабочих дней, включая день ее направления (размещения).

Если в результате исследования конъюнктуры рынка отсутствует информация о ценах от двух отечественных производителей, заказчик обязан дополнительно направить заявку отечественному производителю (производителям), указанному в информации, представляемой потенциальными поставщиками (ч. 5 п. 6 Положения).

Информация о цене (тарифе), полученная по заявке заказчика, не учитывается при определении предельной стоимости в случаях, предусмотренных ч. 2 п. 7 Положения. В том числе не учитывается ответ на заявку, в котором отсутствует указание на порядок формирования цены с учетом требований законодательства о ценообразовании.

Таким образом, чтобы ответ на заявку мог учитываться для целей определения предельной стоимости в случае, если цена (тариф) является регулируемой, в нем должен быть указан порядок формирования цены (тарифа). В ином случае в ответе должно быть указано, что цена (тариф) сформирована потенциальным поставщиком самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Отметим, что требование об указании порядка формирования цены (тарифа) относится только к случаю предоставления ответа на вышеуказанную заявку. В случае использования иных перечисленных в ч. 1 п. 6 Положения источников информации, или полученных от потенциальных поставщиков не в ответ на заявку, а по иным основаниям, требования о наличии в такой информации порядка формирования цены (тарифа) Положение не содержит.

Если в результате использования всех предусмотренных источников информации заказчик получил информацию менее чем о пяти ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), нужно документально подтвердить факт использования всех упомянутых в ч. 1 п. 6 Положения источников информации.

Обратите внимание.
Заказчик вправе применить один или несколько способов определения предельной стоимости. В этом случае определение предельной стоимости будет осуществляться по наименьшей из полученных разными способами величин (ч. 2 п. 4 Положения).

Отметим, что при проведении процедуры ЗОИ изучение конъюнктуры рынка применяется для определения поставщика. При этом обязательным оно является только в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с пп. 7, 9 (при приобретении однородных товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость общей (годовой) потребности в которых составляет сумму от 50 до 500 базовых величин включительно), а также пп. 18,24,25, 30,44,56 и 60 приложения к Закону (п. 3 ст. 49 Закона).

Соответственно, изучая источники информации для определения предельной стоимости, заказчик получает сведения о поставщиках и актуальных ценах на товар (работу, услугу), которые могут обосновать его выбор лица, которому может быть предложено заключить договор, если изучение конъюнктуры рынка не требуется.

В то же время постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее — Постановление) не содержит положений о том, что при изучении конъюнктуры рынка допускается использование информации, полученной при определении предельной стоимости предмета закупки. 

Поэтому, исходя из буквального толкования данных норм, вне зависимости от наличия информации, полученной при изучении конъюнктуры рынка для определения предельной стоимости, при проведении процедуры ЗОИ в случаях, когда изучение конъюнктуры рынка для определения поставщика является обязательным в силу положений п. 3 ст. 49 Закона, нужно еще раз проводить изучение конъюнктуры рынка в порядке, предусмотренном Постановлением.

2. Тарифный способ.

Данный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством посредством установления предельных (фиксированных) цен (тарифов) (п. 9 Положения).

В этом случае для определения предельной стоимости используются (п. 10 Положения):

  • информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;
  • информация о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), в том числе размещенная на Национальном правовом Интернет-портале Респуб­лики Беларусь.

МАРТ обращает внимание, что при расчете предельной стоимости тарифным способом расходы на доставку и иные расходы, связанные с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), которые поставщик понесет при заключении договора, учитываются, только если они не учтены в установленных предельных (фиксированных) ценах (тарифах), используемых для определения предельной стоимости тарифным способом.

3. Проектно-сметный способ.

Проектно-сметный способ применяется при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). 

В этом случае предельная стоимость определяется в том числе на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной (сметной) документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Так, например, при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе такая потребность определяется на основании проектной документации и сметной документации на строящийся объект. При выполнении строительно-монтажных работ по текущему ремонту для определения предельной стоимости используются дефектный акт и смета.

При этом заказчику не запрещено дополнительно использовать, например, способ изучения конъюнктуры рынка. 

4. Способ сопоставления аналогичных расходов.

Применяется в случае невозможности применения способа изучения конъюнктуры рынка, тарифного способа, проектно-сметного способа, нормативного способа или в дополнение к ним (п. 13 Положения). 

Рассматриваемый способ заключается в использовании заказчиком информации о расходах на приобретение аналогичных товаров (работ, услуг) в течение текущего и/или предыдущего года, которые могут быть скорректированы на индекс потребительских цен, но не более размеров выделенных бюджетных ассигнований и иных имеющихся источников финансирования.

В случае применения данного способа заказчиком составляется обоснование его применения. Требований к содержанию обоснования Положением не установлено. Однако, как указывает МАРТ, в обоснование следует включать любые документы/сведения, подтверждающие невозможность применения иных способов. Данное обоснование является частью документов/сведений, послуживших основанием для определения предельной стоимости, которые, в свою очередь, включаются в дело по процедурам госзакупок (ч. 2 п. 1 ст. 28 Закона).

5. Затратный способ.

Затратный способ применяется в случае невозможности применения иных способов, в том числе при невозможности применения способа сопоставления аналогичных расходов (п. 14 Положения).

В этом случае предельная стоимость определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли (дохода). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и/или реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Для получения информации об обычной для определенного вида деятельности прибыли (доходе) могут быть проанализированы общедоступные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения конъюнктуры рынка, а также результаты изучения конъюнктуры рынка, проведенного заказчиком (ч. 2 п. 14 Положения). Также информация может быть получена от потенциального поставщика по заявке заказчика (ч. 3 п. 14 Положения).

6. Нормативный способ.

Нормативный способ применяется при осуществлении архитектурной деятельности и деятельности заказчика, застройщика в строительной деятельности (строительстве). В таком случае для определения предельной стоимости учитываются отраслевые нормы затрат труда и установленные показатели стоимости (п. 15 Положения).

84 Shape 1 copy 6Created with Avocode.