Ситуация: Необходимо провести 4 закупки по одному и тому же объекту (закупка проекта с прохождением госэкспертизы, закупка работ по модернизации здания, закупка услуг технического надзора и закупка услуг авторского надзора). По всем закупкам, кроме подрядных работ по модернизации, источник финансирования — внебюджетные средства, по работам — бюджетные средства.
На стадии перечисления аванса подрядчику казначейство отклонило оплату, ссылаясь на то, что в заключении госэкспертизы указано — «за исключением бюджетных средств».
На этапе разработки проекта заказчик не знал, какое будет финансирование и будут ли выделены средства из бюджета на проект, поэтому закупка на разработку проекта проводилась за счет внебюджетных средств.
Вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы произвести оплату аванса подрядчику по заключенному с ним договору подряда по результатам государственной закупки, учитывая тот факт, что для заключения договора с проектной организацией тоже проводилась процедура закупки, но за счет внебюджетных средств?
Анализ ситуации
Нормативные правовые акты, регулирующие закупку за счет собственных средств:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229);
• Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7);
• письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении».
Ответственность за нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве предусмотрена КоАП и УК.
Под закупками за счет собственных средств, относящимися к сфере регулирования постановления № 229, понимаются закупки всех товаров (работ, услуг), осуществляемые указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229 организациями, за исключением государственных закупок, закупок товаров (работ, услуг), включенных в перечень исключений. Отсюда можно сделать вывод, что в данной ситуации казначейство поступило верно.
Статья 27 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предусматривает возможность отмены процедуры государственной закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 27 данного Закона заказчик (организатор) вправе принять решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки и (или) требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений законодательства при организации и проведении процедуры государственной закупки.
В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки с указанием причин отмены размещается заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы обеспечивают размещение такого решения в государственной информационно-аналитической системе. Оператор электронной торговой площадки обеспечивает направление соответствующих уведомлений участникам.
В случае проведения закрытого конкурса, процедуры закупки из одного источника решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки с указанием причин отмены направляется заказчиком (организатором) участникам не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
по теме