Природа взаимоотношений между предприятием и директором по поводу передачи личного транспорта может основываться как на нормах трудового, так и на нормах гражданского права.
Вместе с тем личный транспорт директора при передаче его предприятию может использовать как сам директор для служебных целей, так и иной любой сотрудник в соответствии с должностными обязанностями работника, указанными в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции, учредительных документах или установленными локальными актами.
Оформление передачи транспортного средства
Оформление возникающих правоотношений происходит путем заключения:
— трудового договора (контракта) с указанием положений об использовании личного транспорта директора для служебных целей;
— дополнительного соглашения к уже существующему трудовому договору (контракту) с указанием положений об использовании личного транспорта директора для служебных целей;
— соглашения к трудовому договору (контракту) об использовании личного транспорта директора для служебных целей. При этом срок соглашения не может быть больше срока трудового договора (контракта).
Поскольку рассматриваемый вид правоотношений не предполагает переход прав на транспортное средство предприятию, целесообразно описать транспорт и предусмотреть следующие условия его использования:
— для исполнения каких должностных обязанностей будет использоваться автомобиль;
— срок, график использования личного транспорта директора для нужд предприятия (количество часов использования транспорта или лимит пробега за определенный временной отрезок);
— порядок и размер получения компенсации за износ (амортизацию) транспортного средства в соответствии со ст. 106 ТК;
— обязанность по несению иных трат, связанных с эксплуатацией транспорта, условия прекращения действия условий соглашения в части использования транспорта.
Использование транспорта работниками в служебных целях
Перед началом использования транспорта для некоторых категорий работников установлен обязательный порядок прохождения предрейсовых и иных медицинских обследований и, в любом случае, обязательное заполнение путевого листа.
В частности, в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин проводятся:
— юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия);
— юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.
В иных случаях использования личного транспорта директора в служебных целях каких-либо дополнительных проверок здоровья не требуется.
Подтверждением использования автомобиля в служебных целях служат путевые листы. Обязанность заполнения и предоставления путевых листов может быть возложена на водителя транспортного средства. При заполнении путевого листа указываются объем топлива, заправленного в рамках использования транспортного средства для нужд предприятия, время его использования, пробег, маршрут, а также иные сведения, которые свидетельствуют о целевом использовании.
Ответственность за правильность заполнения путевого листа также может быть возложена на водителя.
Компенсация за износ (амортизацию)
Получение компенсации за износ (амортизацию) транспортного средства является правом, а не обязанностью владельца транспорта. При этом размер указанной компенсации не определен законодательством, устанавливается по соглашению сторон и обусловливается экономической целесообразностью.
При установлении суммы компенсации за износ (амортизацию) транспортного средства целесообразно учитывать цену транспортного средства, степень износа, интенсивность его использования.
По соглашению сторон компенсация может устанавливаться как в твердой денежной сумме, так и пропорционально времени использования автомобиля за отчетный период.
Также может быть предусмотрена выплата компенсации за фактическое использование автомобиля. Для получения такой компенсации необходимо написать заявление с указанием фактических затрат по использованию транспорта для нужд предприятия, после чего уполномоченным лицом издается приказ о ее выплате.
Срок выплаты компенсации устанавливается соглашением сторон и может не совпадать со сроком выплаты заработной платы, однако входит в объем выплат при расчете с работником при увольнении.
При этом компенсация не выплачивается в случае, если транспортное средство не использовалось в служебных целях, или размер компенсации может быть выплачен пропорционально времени целевого использования.
Сторонами может быть установлен порядок возмещения иных трат, не связанных с компенсацией за износ (амортизацию) транспортного средства, например, техосмотр, заправка топливом, страхование, затраты по содержанию и использованию имущества, определенные в трудовом договоре (контракте), дополнительном соглашении к трудовому договору (контракту) или соглашении на использование личного имущества работника в служебных целях.
Указанное правило о получении компенсации не распространяется на учредителей предприятия, не состоящих в трудовых отношениях, и их личный транспорт.
Обязанности водителя при эксплуатации транспортного средства
Подпунктами 9.3 и 9.4 п. 9 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», установлены обязанности водителя при эксплуатации транспортных средств:
— содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы;
— своевременно представлять на государственный технический осмотр участвующее в дорожном движении и находящееся в его владении механическое транспортное средство, а также прицеп (прицепы) к нему.
Поскольку права на личное транспортное средство директора в рассматриваемых правоотношениях не передаются предприятию и директор имеет право использовать свой транспорт для личных неслужебных целей, он самостоятельно несет затраты на содержание автомобиля и его ремонт, если иное не предусмотрено соглашением сторон.