Вы на портале

КГК: что делать с долгостроями Могилевщины?

Заброшенных зданий быть не должно. Но они есть. И некоторые из них начали возводить еще в 90-е годы прошлого века. Почему появляются так называемые объекты сверхнормативного незавершенного строительства и как решать эту проблему?

369 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подлежат перепрофилированию

В Могилеве в микрорайоне «Могилев­сельмаш» с ноября 1992 года ведутся работы на одном объекте медицинского профиля. Но сделать там еще предстоит многое, в том числе приобрести и смонтировать оборудование, выполнить благоустройство территории. И когда все закончится, непонятно.

Комитетом госконтроля Могилевской области постоянно проводится мониторинг по вопросу эффективности принимаемых мер по надлежащему учету и сокращению объектов сверхнормативного незавершенного строительства, возведение которых осуществлялось с использованием государственных средств. На начало года в организациях области числился 301 долгострой, на возведение которых уже затрачено свыше 270 млн рублей государственных средств. Правда, большая часть таких объектов — 68 % — в нарушение положения о порядке приемки в эксплуатацию на протяжении длительного времени все же эксплуатируется. Но, конечно, далеко не всегда процент готовности подобных зданий позволяет их использовать.

Начальник управления контроля отраслей хозяйства Комитета государственного контроля Могилевской области Сергей Шилков приводит статистику:

— Из всех незавершенных объектов 117, или 39 %, — объекты благоустройства и инженерно-транспортной инфраструктуры с объемом инвестиций 88,4 млн руб­лей; 62, или 21 %, — сельскохозяйственного назначения — в них вложено 60,5 млн рублей. Еще 10 % — объекты коммунального назначения; 7 — жилье, 5 и 3 % соответственно — сферы культуры и здравоохранения. 3 % — сферы образования, 2 — спортивного назначения, 1 — промышленного назначения и 9 % прочие. При этом 44 объекта, или 15 %, начаты еще в 90-х годах прошлого или начале нынешнего столетия. Комитетом госконтроля в феврале — мае этого года вместе с представителями застройщиков по всем объектам сверхнормативного незавершенного строительства, возведение которых осуществлялось с использованием государственных средств, составлен фотоальбом и размещен в интернете.

В Костюковичском районе — пять недостроев. Большинство из них из сельхозсферы: кормоцех в поселке Тупичино, реконструкция молочно-товарной фермы в поселке Новые Самотевичи, мехдвор в поселке Муравилье. Они не эксплуатируются — чтобы достроить, у сельхозпредприятий не хватает денег.

Начальник отдела архитектуры и строительства Костюковичского райисполкома Инна Авчинникова рассказала:

— Вот уже два месяца мы занимаемся этими объектами — все они будут перепрофилированы под складские помещения. Сейчас проходят процедуру перерегистрации в кадастровом агентстве.

Впрочем, далеко не всегда находится такой простой выход. Еще с одним долгостроем в Костюковичском районе местные власти поделать ничего не могут — у него есть хозяин. Реконструкция Костюковичского хлебозавода началась еще в апреле 1992 года. Застройщик — ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай». Объект не эксплуатируется, готовность — 80 %. Необходимо выполнить наружные и внутренние работы. Определить даже ориентировочно, сколько средств на это потребовалось бы, не представляется возможным: нужна серьезная корректировка проектно-сметной документации. Оценка дальнейших перспектив — продажа или безвозмездное отчуждение.

Руководство ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» к рекомендациям специалистов Комитета гос­контроля прислушалось. По словам главного инженера предприятия Сергея Сафонова, подан пакет документов в Могилевский облисполком для получения решения на реализацию имущества. Так что можно надеяться, что у не завершенного строительством здания Костюковичского хлебозавода появится новый хозяин.

Нужны дополнительные финансы

По мнению Комитета госконтроля, из оставшихся 284 недостроев 161 объект целесообразно достроить, 69 — ввести в эксплуатацию без выполнения строительно-монтажных работ, 9 — продать или передать безвозмездно, 11 — перепрофилировать, 34 — снести. При этом только по 121 объекту расходы на завершение стройработ составят, по оценке застройщиков, примерно 400 млн рублей. По остальным зданиям такой расчет сделать весьма сложно в связи с устаревшей проектно-сметной документацией. Даже при приблизительных расчетах вывод очевиден. С учетом сложившегося в последние годы объема годового бюджетного финансирования областной инвестиционной программы — в 2019 году он составил 117,8 млн рублей, в 2020-м — 134,7 млн, в 2021-м — 209,1 млн — существенно снизить в ближайшей перспективе общее количество недостроенных объектов будет нелегко. Выход — дополнительное привлечение финансов и принятие мер по оптимизации стоимости незавершенных работ.

В то же время в ходе контрольных мероприятий выявлено пять объектов, которые на протяжении многих лет не были включены в перечень, а также три организации, не представившие сведения по состоянию на 30 апреля.

Могилевскому облисполкому предложено обеспечить разработку новых региональных мероприятий по сокращению незавершенных объектов с определением конкретных сроков окончания их возведения, установлением жесткого контроля за соблюдением таких сроков, изысканием для этого необходимых финансовых ресурсов, а также принятие эффективных мер по оптимизации стоимости незавершенных работ.

На ближайшее время намечено расширенное совещание по вопросу выработки подходов к снижению количества брошенных зданий с участием представителей Комитета госконтроля, Могилевского облисполкома, горисполкома, райисполкомов, застройщиков. Будут предприняты меры для недопущения в Могилевской области появления новых долгостроев.

Инициированы изменения строительного законодательства с целью упрощения порядка приемки в эксплуатацию зданий, по которым обеспечены эксплуатационная безопасность и надежность, также целесообразно повысить ответственность должностных лиц застройщиков за несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию. Соответствующие предложения уже подготовлены и после обсуждения с заинтересованными сторонами будут переданы в Совет Министров.

МНЕНИЕ

Николай Курносов, юрист строительной организации:

— Основная причина долгостроев, как известно, в отсутствии необходимых финансов. Прежде чем начинать стройку, нужно тщательно все просчитывать. Некоторые же застройщики при планировании финансирования, его источников смотрят на свои возможности слишком оптимистично. Думаю, надо усилить персональную ответственность за нерациональное использование бюджетных средств, убытки государству. Кроме того, было бы целесообразным в каждом населенном пункте не начинать новых строек, не завершив старые. Если же законсервированный долгострой продолжительное время не продается, не находит хозяина, считаю, лучше разобрать его и продать на стройматериалы.

В ТЕМУ

Александр Лукашенко поручил руководству Минска к 1 августа внести ему на рассмотрение конкретные решения по долгостроям в городе — все они находятся на контроле Главы государства. В Минске насчитывается 18 проблемных объектов, в том числе ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» и компания «Белпарс». Подготовлен проект указа, касающийся работы с незавершенными объектами. Внесены конкретные предложения по разрешению ситуации, в том числе предлагается изъятие у застройщиков участков, чтобы на этих площадках можно было реализовывать другие инвестпроекты.

Источник: kgk.gov.by 

369 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме