Вы на портале

Заключение государственной строительной экспертизы по проекту

Как правило, для осуществления строительства объекта наряду с разрешительной и проектной документацией требуется заключение государственной строительной экспертизы по проекту, после которого проектная документация подлежит утверждению заказчиком. Далее рассмотрим процедуру и некоторые особенности государственной экспертизы по проекту.

Ананич Артем
Ананич Артем

Юрист GRATA International

901 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Процедура проведения государственной экспертизы по проекту установлена в Положении о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее — Положение).

При проведении государственной экспертизы осуществляется оценка соответствия (основная и (или) дополнительная) объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 2 Положения).

Когда процедура не является обязательной?

Приложениями 3 и 4 к Положению установлен перечень случаев, когда проведение экспертизы не является обязательным в зависимости от финансирования — полностью/частично за счет бюджетных средств либо без привлечения бюджетных средств.

Финансирование полностью/частично за счет бюджетных средств:

1) проектная документация с внесенными после ее утверждения изменениями, не вызывающими необходимость ее повторного утверждения;

2) проектная документация с внесенными в смету (сметную документацию):

  • изменениями и дополнениями в соответствии с вновь установленными лимитированными затратами и требованиями;
  • изменениями в части средств, учитывающих применение прогнозных индексов цен в строительстве;

3) смета на текущий ремонт, составленная в установленном порядке.

Финансирование без привлечения бюджетных средств:

1) проектная документация на ремонт и модернизацию зданий (отдельных помещений) и сооружений, в которой проектными решениями не предусматривается снижение существующих характеристик и показателей конструктивных элементов и инженерных систем, к которым предъявляются существенные требования безопасности, установленные техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), о чем должна содержаться соответствующая запись разработчика;

2) проектная документация на ремонт автомобильных дорог, на которых выполняются работы, отнесенные в установленном порядке к работам по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог;

3) проектная документация с внесенными после ее утверждения изменениями, не вызывающими необходимость ее повторного утверждения;

4) проектная документация с внесенными в смету (сметную документацию):

  • изменениями и дополнениями в соответствии с вновь установленными лимитированными затратами и требованиями;
  • изменениями в части средств, учитывающих применение прогнозных индексов цен в строительстве;

5) проектная документация на строительство объектов 5-го класса сложности;

6) проектная документация на выполнение путевых работ и содержание судоходных гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях;

7) проектная документация на техническую модернизацию;

8) проектная документация на внешнее электроснабжение зданий и сооружений установленной мощностью до 250 кВА включительно, в том числе в случае установки трансформаторной подстанции (столбовой, мачтовой, комплектной), разработанная за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением проектной документации на электроснабжение жилых домов);

9) строительный проект при двухстадийном проектировании для объектов 1–4-го классов сложности, за исключением отдельных проектных решений строительного проекта при двухстадийном проектировании, оценка соответствия которых возможна после их детальной проработки (о чем должна быть сделана отметка в заключении по архитектурному проекту);

10) смета, разработанная в составе проектной документации (за исключением жилых домов);

11) смета на текущий ремонт, составленная в установленном порядке;

12) документация на строительство скважин для добычи нефти и газа, за исключением проектной документации на объекты обустройства скважин для добычи нефти и газа.

Заявители и срок экспертизы

Государственная экспертиза проводится по заявительному принципу на платной основе органами государственной экспертизы.

Справочно. Органы государственной экспертизы — Государственный комитет по стандартизации РУП «Главгосстройэкспертиза» и его дочерние РУП «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску.

Отметим, что постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2017 № 44 утверждена Инструкция о порядке формирования проектной документации и требованиях к ее оформлению в электронном виде. В Инструкции указаны необходимый формат для файлов в электронном виде, порядок их наименования и возможность использования ЭЦП.

После подачи заявление с приложенными документами регистрируется органом государственной экспертизы в автоматизированной информационной системе контроля экспертизы проектов (автоматизированная система АИСКЭП).

Заявителем может быть заказчик, застройщик, генеральный подрядчик при строительстве объектов «под ключ», инженер (инженерная организация) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью или по их поручению разработчик документации (в предусмотренных законодательством случаях).

Справочно.
С требованиями к предоставлению документов в электронном виде можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/33uas5.

В соответствии с требованиями к предоставлению документов в электронном виде специалисты требуют подтверждения полномочий на подачу заявления в пункте договора на оказание услуг и (или) на основании выданной доверенности по установленной форме Ф 15-011. Доверенность оформляется на бумажном носителе, подписывается лично руководителем организации заявителя, сканируется, заверяется ЭЦП руководителя организации заявителя и представляется при подаче документации на проведение государственной экспертизы.

Обратите внимание!
Срок проведения государственной экспертизы — не более одного месяца со дня представления всех документов.

На практике, как правило, сроки удлиняются, поскольку к сроку завершения экспертизы разработчики не успевают внести в проектную документацию все изменения по итогам рассмотрения замечаний экспертов. В этих случаях заявители, как правило, пишут письма в орган экспертизы с просьбой продлить проведение экспертизы на срок до двух месяцев.

Объекты государственной экспертизы

Объектами государственной экспертизы на обязательной основе являются:

  • градостроительные проекты, в том числе вносимые в них изменения и (или) дополнения;
  • архитектурный, строительный проекты, выделяемые в них очереди строительства, сметы на возведение, реконструкцию, реставрацию, техническую модернизацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта (далее, если не указано иное, — проектная документация) для объектов строительства (в том числе жилых домов), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Срок действия заключения экспертизы

Срок действия заключения экспертизы ограничен сроком действия градостроительного проекта, по которому проводилась экспертиза (п. 29 Положения).

Следует отметить, что согласно подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и п. 29 Положения заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство СМР на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения.

Таким образом, если была разработана и прошла экспертизу проектная документация, а заказчик до истечения срока действия заключения не приступил к СМР, но решил начать после, то нужно проверить обязательность обновления исходной и разрешительной документации, включая результаты обследований и изысканий, и выполнить необходимые мероприятия, актуализировать проектную документацию. В результате обновленная и актуализированная документация становится новым объектом государственной экспертизы с получением нового заключения.

Справочно.
Органы экспертизы в случаях, когда строительство не начато, отказывают в продлении срока заключения.

901 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме