Возложение обязанностей специалиста по охране труда на одного из работников организации

В небольших организациях руководители, как правило, возлагают обязанности специалистов по охране труда на одного из своих работников. В таких организациях работники чаще всего выполняют обязанности как по смежным, так и по несмежным специальностям и профессиям. Рассмотрим ситуацию, когда на одного из работников организации возлагаются обязанности специалиста по охране труда.

Самосейко Владимир
Самосейко Владимир

Юрист, магистр права

1021 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Алгоритм действий по возложению обязанностей специалиста по охране труда на одного из работников организации актуален и для иных подобных случаев, например, при возложении обязанностей по организации работы по охране окружающей среды, по обеспечению промышленной (пожарной) безопасности и т.д. 

Правовое регулирование данного вопроса составляют:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);

Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее — Общие положения ЕКСД);

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда);

Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98;

Нормативы численности специалистов по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94.

Шаг 1. Выбор способа организации работы по охране труда 

Согласно ст. 227 ТК, части первой ст. 20 Закона об охране труда для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Заметим, что законодательство в случае, если численность работающих в организации меньше определенных в нем нормативов, не запрещает совмещать указанные выше варианты. То есть на уполномоченное должностное лицо можно возложить часть обязанностей по охране труда, а оставшиеся (например, по аттестации рабочих мест) поручить по соответствующему договору юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), аккредитованному на оказание услуг в области охраны труда. Также таких лиц можно привлекать для проведения консультаций в сфере охраны труда и т.п.

Следует отличать возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное нанимателем должностное лицо, имеющее необходимую подготовку, от совмещения и совместительства. 

Главное отличие совмещения и совместительства от возложения обязанностей заключается в том, что совмещение и совместительство возможны, только если есть штатная единица должности специалиста по охране труда (инженера по охране труда), и представляют собой выделенную дополнительную (по отношению к основной) трудовую функцию. В свою очередь, отличие между совмещением и совместительством состоит лишь в том, что совмещение выполняется в рамках рабочего времени по основной работе и (в рамках, на условиях) одного трудового договора (ст. 67 ТК), а совместительство — в свободное от основной работы время на условиях другого трудового договора (часть первая ст. 343 ТК).

Шаг 2. Выбор работника, на которого можно возложить обязанности по организации работы по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда

Работник, на которого планируется возложить соответствующие обязанности по охране труда, должен иметь специальное образование, квалификацию (высшее профессиональное (техническое) или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 5 лет).

Также достаточным считается наличие у работника дополнительного образования в форме переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, с присвоением квалификации «Специалист по охране труда».

Кроме учета квалификации работника следует обратить внимание на требование абзаца четвертого п. 10 Общих положений ЕКСД, согласно которому по решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего.

Как было рассмотрено выше, работнику выполнение работ по охране труда поручается не в рамках отдельной трудовой функции (работы), а в качестве одного из элементов его основной трудовой функции, что требует, чтобы поручаемая работа была более или менее схожа с основной.

Шаг 3. Направление при необходимости работника на обучение

В случае, если у работника изначально нет необходимой квалификации, его направляют на обучение. Обучение целесообразно, если наниматель и работник настроены на длительные трудовые отношения, а также если у нанимателя есть планы на увеличение количества работающих, которое может достичь численности, при которой у него уже возникнет обязанность по введению в штат должности инженера по охране труда.

Переподготовка для получения квалификации специалиста по охране труда осуществляется в заочной форме. 

На время обучения работника имеет смысл либо привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, или ввести часть штатной единицы должности инженера по охране труда и принять на нее специалиста на условиях внешнего совместительства. 

Пример оформления приказа о направлении работника на переподготовку

Шаг 4. Внесение изменений в трудовую функцию работника в части дополнения ее обязанностями по охране труда

Трудовая функция работника определяется, как правило, в должностной (рабочей) инструкции.

Согласно действующему законодательству должностная инструкция может являться либо приложением к трудовому договору, либо утверждаться как самостоятельный документ (локальный нормативный правовой акт).

На практике должностная инструкция разрабатывается в качестве отдельного документа, то есть как локальный нормативный правовой акт. 

Так, в силу п. 10 Общих положений ЕКСД должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно и в которой определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.

Дополнение трудовой функции, то есть при сохранении ранее порученных обязанностей по определенной должности возложение обязанностей по близкой по характеру должности, не является ни переводом (так как работник не меняет должность, предусмотренную штатным расписанием), ни перемещением (так как рабочее место работника как таковое не изменяется), ни изменением существенных условий труда. Следовательно, применяется общее правило, установленное в части четвертой ст. 19 ТК, согласно которому изменение условий трудового договора, в данном случае о трудовой функции, производится с взаимного согласия сторон. 

В данном случае, как правило, утверждается должностная инструкция в новой редакции, с которой после прохождения необходимого обучения и (или) достижения соответствующего согласия при наличии необходимой квалификации знакомится работник, на которого возлагаются обязанности по охране труда.

Возложение на работника обязанностей по организации охраны труда возможно только при наличии его согласия. То есть при отсутствии такого согласия наниматель не может заставить работника выполнять работу, не обусловленную трудовым договором (см. ст. 20 ТК), а также не может уволить его по п. 5 части второй ст. 35 ТК (в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда). В такой ситуации нанимателю придется искать иные варианты организации работы по охране труда.

Ниже приведены выдержки, которые можно включить в должностную инструкцию работника, на которого планируется возложить обязанности по охране труда. 

Фрагмент должностной инструкции, в которую в качестве обязанностей  дополнительно включены работы по охране труда

Рекомендация. 
Необходимо отражать в должностной инструкции не примерные обязанности, которые указаны в квалификационных характеристиках, а конкретные, которые в действительности поручаются работнику у данного нанимателя.

Шаг 5. Издание приказа о возложении обязанностей по охране труда на выбранного (и прошедшего обучение) работника

В соответствии с  п. 15 части первой ст. 55 ТК при организации труда работников наниматель обязан оформлять изменения условий трудового договора с работником приказом (распоряжением). Кроме того, наниматель должен обеспечивать охрану труда работников, в том числе согласно п. 20 ст. 226 ТК назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях.

Пример оформления приказа о возложении обязанностей по организации работы по охране труда

Шаг 6. Направление работника, на которого было возложено выполнение обязанностей по организации работы по охране труда, на проверку знаний по охране труда

На основании п. 39 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях. Как правило, это комиссия местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда (см. п. 2 Положения о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210).

1021 Shape 1 copy 6Created with Avocode.