Новые меры по стимулированию предпринимательской инициативы в строительстве

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58

28.02.2021 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58 «Об осуществлении строительной деятельности» (далее — Указ № 58). Законодательный акт вносит существенные корректировки в правовое регулирование сферы строительства. В частности, корректируются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26).

Сущеня Сергей

Ведущий юрист REVERA

Урецкий Иван

Помощник адвоката практики строительства и недвижимости адвокатского бюро REVERA

1713 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Снижен размер обязательного резервирования средств на специальном счете

Указом № 58 снижен размер денежных средств (0,5 % вместо 1,5 % от стоимости работ, выполненных на объектах жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения), которые подрядчик обязан зарезервировать на специальном счете сроком на два года в целях обеспечения исполнения своих обязательств по устранению результата работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока. 

Данное положение последовательно изменяется законодателем, в том числе в рамках запущенной Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» либерализации строительной деятельности в Беларуси. Напомним, что до принятия упомянутого Декрета такие денежные средства резервировались на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта, то есть на 5 лет.

Кроме того, Указом № 58 установлено, что 50 % зарезервированных средств, которые по состоянию на 28.02.2021 находятся на специальном счете, подрядчики могут использовать на пополнение собственных оборотных средств.

По нашему мнению, указанные изменения направлены на экономическую поддержку строительной отрасли путем высвобождения оборотных средств подрядных организаций. Тем не менее отметим, что такие изменения никак не влияют на объем гарантийных обязательств подрядчиков и их обязанности по устранению результата работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока.

Для окончательного приведения законодательства в соответствие с положениями Указа № 58 потребуется внести соответствующие изменения в Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 299

Решения о применении параллельного проектирования и строительства объектов принимает Правительство

Полномочия на установление порядка параллельного проектирования и строительства объектов переданы Правительству. Ранее такие решения мог принимать лишь Президент Республики Беларусь.  

Вероятно, стоит ожидать разработку нормативного правового акта Правительства в части регламентации установления порядка и случаев, когда Правительство может принимать решения о параллельном проектировании и строительстве.

Напомним, что под параллельным проектированием и строительством понимается выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта.

Использование параллельного проектирования и строительства значительно сокращает сроки реализации строительных проектов, что, конечно, привлекает инвесторов. Полагаем, передача полномочий по принятию соответствующих решений Правительству увеличит распространение практики принятия решений об установлении параллельного проектирования и строительства, что в свою очередь позитивно повлияет на количество важных инфраструктурных и иных крупных строительных объектов с подобным порядком строительства.

Также из Указа № 26 исключено положение, согласно которому при строительстве объектов типовых или рекомендованных для повторного применения проектов осуществлялось одностадийное проектирование с разработкой строительного проекта. При этом необходимо отметить, что аналогичное исключенной норме положение сохраняется в ч. 4 п. 7 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Упрощен порядок ввода в эксплуатацию объектов 5-го класса сложности

Указ № 58 также предоставляет право вводить в эксплуатацию объекты 5-го класса сложности, на которых не осуществляется государственный строительный надзор, без получения заключений надзорных органов о соответствии этих объектов проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности. 

Исключение составляют объекты, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а также объекты, по которым предпроектная (предынвестиционная) и проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе.

В настоящий момент государственный строительный надзор не осуществляется в отношении:

— объектов строительства 5-го класса сложности (кроме жилых домов, возводимых в сельхозорганизациях с господдержкой);

— объектов ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства, отнесенных к 5-му классу сложности.

Перечень объектов 5-го класса сложности установлен СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения».

Полагаем, данное положение существенно упростит ввод в эксплуатацию таких объектов.

Договоры строительного подряда, заключенные до вступления в силу Указа № 58, подлежат приведению в соответствие с ним до 27.05.2021. До приведения в соответствие эти договоры действуют в части, не противоречащей Указу № 58.

1713 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме