Ответ: Государственная организация обязана консервировать объект незавершенного строительства при отсутствии возможности завершения строительных работ. Неоформление консервации может повлечь негативные последствия на финальных этапах строительства и на стадии его приемки в эксплуатацию.
В 2019 г. приостановление и консервация строительства регулировались Законом № 300-З, Правилами № 1450, а также ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения».
Приостановление строительства определено как временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда.
Норма п. 2 ст. 62 Закона № 300-З указывает, по чьему решению и в каких случаях возможно приостановление строительства. Заказчиком такое решение могло приниматься в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства.
В свою очередь, консервация представляет собой приостановление строительства на срок от 3 месяцев до 3 лет, влекущее прекращение строительных работ по проектной документации, проведение мероприятий по обеспечению сохранности объекта незавершенного строительства (далее — ОНС), окончательный расчет с подрядчиками после расторжения договора строительного подряда, а также проведение обследований законсервированного ОНС для обеспечения его сохранности и безопасности.
В силу ч. 3 п. 5 ст. 62 Закона № 300-З в случае приостановления строительства на срок свыше трех месяцев ответственные за принятие решений о консервации ОНС лица, среди которых указаны в том числе и заказчики, по истечении указанного срока обязаны принять решение о консервации в течение одного месяца.
Нормы, в целом аналогичные по содержанию указанным выше, содержатся в ст. 101,102 КоАГСД, вступившего в силу с 23.07.2024, и Строительных правилах Республики Беларусь 1.03.12-2024 «Консервация строящихся объектов», введенных в действие 29.04.2024.
Из буквального толкования норм Закона № 300-З следует, что обязанность заказчика строительства принимать решение о приостановлении строительства не установлена, консервация обязательна лишь в случае, если превышен предельный срок приостановления строительства.
По нашему мнению, приостановление строительства должно было оформляться, так как с истечением нормативной продолжительности строительства связан ряд иных последствий, в том числе предельный срок действия заключения госстройэкспертизы по проекту, невозможность осуществления строительства сверх его продолжительности, определенной проектной документацией, необходимость изменения срока строительства по согласованию с уполномоченными органами или организациями до его осуществления за пределами такой продолжительности и т.д.
С учетом определения самовольного строительства, данного в ст. 223 ГК, когда в качестве такового рассматривается строительство без получения разрешительной документации и (или) без проектной документации, и (или) с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство, существует вероятность идентификации объекта после того, как он будет завершен строительством, в качестве самовольного, если завершение будет выполнено за пределами сроков без их продления в установленном порядке.
Кроме этого, в действиях государственной организации и ее должностных лиц могут быть установлены признаки различных административных правонарушений, в частности правонарушения, предусмотренного ст. 22.3 КоАП.