Комплексное управление строительной деятельностью: в чьи обязанности входит получение решения исполкома о разрешении строительства?

Как известно, строительство — сложный, нередко длительный и дорогостоящий процесс. Однако сложные вопросы возникают не только в процессе самого строительства, но и на подготовительном этапе. 

Рассмотрим важные практические вопросы на примере следующей ситуации.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


305 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Ситуация:
С 3 сентября 2021 г. организации, выполняющие функции заказчика, должны получать на это аттестат соответствия. Учитывая, что у организации отсутствует аттестат соответствия на выполнение функций заказчика, организация заключила договор с инженерной организацией на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.

В чьи обязанности входит получение решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта? Имеет ли право получить решение исполкома сама организация с последующей передачей его инженерной организации? Источник финансирования объекта — собственные средства организации.

Получение разрешительной документации на строительство: важные аспекты

Порядок подготовки и выдачи заказчикам, застройщикам, генеральным подрядчикам при строительстве объектов «под ключ», инженеру (инженерной организации) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос (далее — разрешительная документация на строительство) определяет Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее — Положение № 223).

Отметим, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности получают технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, включенные в состав разрешительной документации на строительство объекта. В эти технические условия должна быть включена необходимая для проектирования и строительства информация, в том числе связанная с присоединением к газораспределительной системе, электрической сети, тепловым сетям, системам водоснабжения, водоотведения (канализации) и дождевой канализации (абз. 3 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.01.2007 № 7 «О развитии предпринимательства», далее — Декрет № 7).

Справочно.
При технической модернизации получать разрешительную документацию не требуется независимо от источников финансирования объекта, также не требуется наличие аттестата соответствия (абз. 2 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

Какие аттестаты нужны для строительства?

Если заказчик привлекает инженерную организацию для комплексного управления строительной деятельностью, то у нее должны быть аттестаты соответствия на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью и технический надзор (пп. 4.2–4.16 Перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 21.03.2014 № 252)) в зависимости от видов работ на объекте.

Справочно.
Категория аттестатов соответствия устанавливается в зависимости от класса сложности объекта. Классы сложности определяются на основании СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация», утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.10.2020 № 63.

Если же заказчик привлекает инженерную организацию, у которой есть только аттестат на оказание отдельных видов инженерных услуг в строительстве, то у такого заказчика должен быть аттестат соответствия.

Справочно.
Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия 1–4-й категории, установлены приложением 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25.

Договор с инженерной организацией

Согласно Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Минис­терства архитектуры и строительства Рес­публики Беларусь от 10.05.2011 № 18 (далее — Инструкция № 18):

1. Предметом договора на оказание инженерных услуг является консультирование по вопросам проектирования и строительства, а также выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика, за исключением функций, которые не подлежат передаче инженеру (инженерной организации) в соответствии с законодательством (п. 7 Инструкции № 18). 

Справочно.
Не подлежат передаче инженерной организации функции заказчика, указанные в ч. 2 п. 9 Инструкции № 18.

2. Инженерная организация по договору с заказчиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью, при котором инженерные услуги охватывают все стадии строительной деятельности, с обязательным осуществлением технического надзора с правом принятия решений от имени заказчика, во взаимоотношениях с подрядчиком, иными участниками строительной деятельности. 

Перечень услуг инженерной организации по комплексному управлению строительной деятельностью изложен в подп. 8.1 и 8.2 п. 8 Инструкции № 18. Конкретные услуги с учетом специфики объекта строительства должны быть предусмотрены договором. 

Напомним, что Положением № 223 установлен порядок подготовки и выдачи заказчикам, застройщикам, генеральным подрядчикам при строительстве объектов «под ключ», инженеру (инженерной организации) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью разрешительной документации на строительство. 

Таким образом, при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью между заказчиком и инженерной организацией, при регламентации в таком договоре условий по части получения решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта, заявителем будет являться инженерная организация. 

Что следует учитывать при строительстве объекта «под ключ»?

Строительство объекта «под ключ» — осуществление строительной деятельности подрядчиком (генеральным подрядчиком), выполняющим весь комплекс работ от изысканий и проектирования до сдачи объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций (абз. 8 п. 3 Правил № 1450).

Субъекты хозяйствования при строительстве объектов «под ключ» оказывают заказчику весь комплекс инженерных услуг, кроме осуществления технического надзора за строительством, а также функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика (абз. 15 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

Справочно.
Для целей Декрета № 7 под строительством объекта «под ключ» понимается осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику (подстрочная сноска № 22 к абз. 7 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

С учетом изложенного полагаем, что при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью между заказчиком и инженерной организацией заказчик утрачивает возможность заключения договора с генеральным подрядчиком (подрядчиком) на строительство «под ключ». 

305 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме