Содержание:
Стабилизационная оговорка для инвесторов
Изменения в Закон предусматривают, что инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, будут предоставляться гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
При этом под неблагоприятным изменением налогового законодательства понимаются только:
- повышение налоговых ставок и/или
- введение новых налогов и сборов.
Случаи изменения порядка расчета налоговой базы формально не отнесены к неблагоприятным изменениям налогового законодательства, что не в полной мере способствует защите интересов инвесторов.
Принимая во внимание, что норма носит отсылочный характер, следует ожидать скорого внесения изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».
Справочно.
Стабилизационная оговорка — гарантия сохранения налоговых и других важных правовых условий реализации инвестиционного проекта в течение определенного периода (в некоторых случаях оговорка действует бессрочно). В период действия этого механизма на инвестора не распространяются правовые нормы, которые могут быть приняты государственными органами позднее и могут ухудшить положение инвестора по сравнению с условиями, на которых он начинал свой проект.
Напомним, что стабилизационная оговорка в том или ином виде присутствовала и/или присутствует в действующем законодательстве.
Так, на период до 2020 г. не допускалось повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) (подп. 5.2 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
В настоящее время стабилизационная оговорка распространяется на резидентов индустриального парка «Великий камень» (п. 115 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»).
Относительно практики применения стабилизационной оговорки в индустриальном парке «Великий камень» отметим, что основные трудности правоприменения заключаются в том, что стабилизационная оговорка распространяется формально только на резидентов, но не на их работников. В этой связи стабилизационная оговорка не применяется в случае применения базовой ставки подоходного налога 13 % в 2021–2022 гг. вместо 9 % в отношении большинства доходов работников резидентов индустриального парка «Великий камень».
Со своей стороны полагаем, что законодателю следовало бы всесторонне рассмотреть возможность предоставления стабилизационной оговорки не только инвесторам, заключившим инвестиционный договор с Республикой Беларусь, но и их работникам, а также контрагентам инвесторов, задействованным в реализации инвестиционных проектов.
Срок предъявления требований к инвесторам в случае изменения (отмены) ранее принятых решений
Одним из важных изменений в Закон является введение статьи 12-2, согласно которой требования Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций) и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены по истечении 3 лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны и/или из которого вытекают соответствующие требования.
Под требованиями понимаются требования, которые возникают в связи с изменением (отменой) ранее принятых решений, ввиду чего может быть причинен ущерб имущественным правам инвестора, в том числе лишение (прекращение, ограничение) инвестора имущественных прав, когда такие требования не связаны с противоправными действиями инвестора. Данные нормы не распространяются на требования, вытекающие из налоговых, таможенных, трудовых и связанных с ними отношений, а также из отношений, связанных с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности.
Указанное нововведение принято, чтобы не допустить случаев, когда, например, государственный орган при отсутствии противоправных действий инвестора в 2021 г. отменяет свое решение, принятое в 2018 г., и, как следствие, к инвестору применяются санкции (например, последствия самовольного строительства в случае отмены разрешения на строительство).
Срок досудебного разрешения инвестиционных споров с участием инвесторов
Позитивным изменением представляется увеличение базового срока для проведения переговоров с целью урегулирования спора между инвестором и государством до 6 месяцев, что соответствует мировой практике (такой срок позволяет государству всесторонне и полно подойти к рассмотрению вариантов разрешения конфликтной ситуации).
Справочно.
Порядок досудебного урегулирования споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций, в настоящее время детально регламентирован Положением о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 № 146.
Действующая редакция Закона устанавливает трехмесячный срок для проведения переговоров.
Справочно.
Основные положения Закона Республики Беларусь от 05.01.2022 № 149-З вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования — с 12.07.2022.
С текстом данного Закона можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3uQ4QG1.