Расчет потребления воды
В новой редакции Правил скорректирован расчет потребления воды, если приборы учета установлены не на границе присоединения к централизованной системе водоснабжения.
Справочно.
Показания приборов учета субабонентов используются только для взаимных расчетов между абонентом и субабонентами (п. 50 Правил).
В таком случае расчет за услуги водоснабжения с абонентом производится в соответствии с показаниями приборов учета, установленных на объектах абонентов, и с учетом потерь и неучтенных расходов воды по установленной в приложении 3 к Правилам формуле (ч. 3 п. 38 Правил).
Справочно.
В течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления № 713 при наличии действующего договора на оказание услуг водоснабжения и (или) водоотведения (канализации) необходимо (п. 2 постановления № 713):
— произвести расчет потерь и неучтенных расходов воды на водопроводных сетях абонентов;
— внести изменения и (или) дополнения в действующий договор.
Допустимые концентрации загрязняющих веществ
Правила установили нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (ч. 2 п. 7 и приложение 1 к Правилам). Ранее данные нормативы устанавливали местные исполкомы по согласованию с территориальными органами Минприроды (ч. 2 п. 70 Правил (в ред. от 20.12.2017)).
Справочно.
Перечень наименований загрязняющих веществ может быть скорректирован на основании проектной документации, технического регламента эксплуатации очистных сооружений и определен условиями приема сточных вод (подстрочное примечание <*> к приложению 1 Правил).
Снижать концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах должны абоненты и (или) субабоненты за счет устройства локальных очистных сооружений (ч. 3 п. 7 Правил). Однако с 27.10.2019 в случае невыполнения данной обязанности и превышения загрязняющих веществ в сточных водах плату за услугу водоотведения (канализации) рассчитают с повышающим коэффициентом к тарифу (ч. 4 п. 7 и ч. 3 п. 56 Правил).
Пример.
Если концентрация загрязняющих веществ превышена на 70 % и уровень рН отклонился на 0,7 от диапазона, то к тарифу на оплату 1 м3 производственных сточных вод применяется повышающий коэффициент 3 (приложение 2 к Правилам).
Определение границ эксплуатационной ответственности
Правилами установлен порядок определения границ эксплуатационной ответственности при отсутствии соглашения сторон.
Граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела систем водоснабжения, водоотведения (канализации) по признаку ответственности за их эксплуатацию (абз. 9 п. 4 Правил). Она устанавливается на основании проектной и исполнительной документации на системы водоснабжения, водоотведения (канализации) и сведений об их принадлежности. В случае отсутствия документации такие границы определяются по соглашению сторон (ч. 2, 3 п. 17 Правил).
Справочно.
В приложении к договору между организацией ВКХ и абонентом в обязательном порядке приводится информация о всех субабонентах, подключенных к системам водоснабжения, водоотведения (канализации) абонента (п. 15 Правил).
При отсутствии между сторонами соглашения о границах эксплуатационной ответственности ее необходимо установить в зависимости от объекта недвижимости и вида сетей. Например, внутриплощадочные водопроводные и канализационные сети абонента (субабонента), включая сооружения и устройства на них, входят в границу эксплуатационной ответственности абонента (субабонента) (абз. 5 ч. 5 п. 17 Правил).
Обязанности организаций ВКХ
В новой редакции Правил расширен перечень обязанностей организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ).
Справочно.
Для обслуживания сетей организации ВКХ должны заключить с их собственниками договоры на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) (ч. 2 п. 30 Правил).
К обязанностям организаций ВКХ отнесено обслуживание сетей водоснабжения, водоотведения (канализации), сооружений и устройств на них, за исключением водопроводных вводов и канализационных выпусков (далее — сети), которые не переданы в коммунальную собственность при совокупности следующих условий:
— сети присоединены к централизованным системам водоснабжения, водоотведения (канализации);
— сети построены за счет средств потребителей или с их долевым участием.
Резюме:
Нормы постановления № 713 направлены на усовершенствование нормативной правовой базы в области водопроводно-канализационного хозяйства и урегулирование взаимоотношений между организациями ВКХ и абонентами, потребителями при пользовании централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) (то есть соответствующими услугами).
Реализация постановления № 713 позволит в том числе:
— снизить воздействие действующих городских очистных сооружений на водные объекты республики благодаря внедрению локальных очистных сооружений на объектах субъектов хозяйствования, сбрасывающих в централизованную систему водоотведения (канализации) производственные сточные воды, содержащие специфические промышленные ингредиенты, не удаляемые на городских очистных сооружениях;
— усилить ответственность субъектов хозяйствования за качество сбрасываемых в централизованные системы водоотведения (канализации) производственных сточных вод.