Изменения в аттестации и порядке приемки объектов строительства в эксплуатацию

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 399

Правительством внесены изменения в положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, аттестации строительных компаний и специалистов.

В статье авторы комментируют основные нововведения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 399, вступившие в силу с 10 июля 2020 г. 

Сущеня Сергей

Ведущий юрист REVERA

Урецкий Иван

Помощник адвоката практики строительства и недвижимости адвокатского бюро REVERA

1923 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Изменения в порядке приемки объектов в эксплуатацию

В новой редакции изложена глава 3 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (далее — Положение № 716).

Изменения заключаются в следующем.

1. Глава 3 Положения № 716 применяется исключительно при приемке в эксплуатацию финансируемых физическими лицами объектов пятого класса сложности.

Установлено, что глава 3 Положения № 716 регулирует приемку в эксплуатацию законченных возведением одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории, реконструированных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории пятого класса сложности, финансируемых физическими лицами.

Классификация объектов по классам сложности производится в соответствии с СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Госстандарта от 07.10.2015 № 47. Если объект относится к 1–4-му классу сложности, то его приемка осуществляется в соответствии с главой 2 Положения № 716, то есть в общем порядке. 

2. Для приемки объектов в соответствии с главой 3 Положения № 716 не нужно получать заключение органа государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор не проводится на объектах строительства пятого класса сложности (кроме жилых домов, возводимых в сельскохозяйственных организациях с государственной поддержкой), что следует из подп. 1.13 п. 1 Перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387. С учетом этого и поскольку глава 3 Положения № 716 (в новой редакции) регулирует порядок приемки объектов исключительно пятого класса сложности, исключена необходимость получения заключения органа государственного строительного надзора.

3. Скорректирован срок выдачи акта приемки объекта в эксплуатацию при приемке объектов в соответствии с главой 3 Положения № 716.

Ранее такой срок составлял не более 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — не более 1 месяца со дня подачи заявления. В новой редакции главы 3 срок выдачи утвержденного акта приемки в эксплуатацию составляет не более 1 месяца со дня подачи заявления, при этом исключений из данного правила не установлено.

Изменения в аттестации соответствия специалистов и компаний

Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252, регулирующее вопросы аттестации соответствия строительных компаний, специалистов, а также вопросы подтверждения соответствия обладателей аттестатов.

1. Физическое лицо может самостоятельно обращаться с заявлением о проведении аттестации.

Данное нововведение отражено в обновленном определении термина «заявитель». Заявителем теперь может быть как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, так и физическое лицо, обратившееся в уполномоченную организацию с заявлением о проведении аттестации претендента с приложением необходимых документов.

Таким образом, устраняется существовавшая ранее «зависимость» специалистов от организаций, которая заключалась в необходимости наличия у специалиста трудовых отношений для целей получения квалификационного аттестата. Теперь у нетрудоустроенных специалистов появляется возможность самостоятельно проходить процедуру оценки профессиональной компетентности, а значит, потенциально претендовать на занятие более привлекательных для себя позиций.

Вместе с заявлением физическому лицу необходимо будет подать копии диплома о высшем и (или) среднем специальном образовании, трудовой книжки (если ее ведение предусмотрено законодательством) и иных документов, подтверждающих стаж работы по специализации аттестации, с предъявлением оригиналов указанных документов и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Кроме того, в случае утраты (порчи) квалификационного аттестата специалист может самостоятельно обратиться с заявлением в РУП «Белстройцентр» о выдаче его дубликата.

2. В случае реорганизации юридического лица путем преобразования не нужно обращаться за получением нового аттестата соответствия.

Сейчас реорганизованному в форме преобразования юридическому лицу достаточно в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации реорганизации обратиться в РУП «Белстройцентр» с заявлением о внесении изменений в аттестат соответствия с приложением:

— документов, подтверждающих преобразование;

— ранее выданного аттестата соответствия;

— документа, подтверждающего внесение платы за услуги, за исключением случаев внесения платы посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

То есть в результате изменений в случае преобразования необходимо пройти процедуру по формальному внесению изменений в аттестат. Напомним, что ранее в таком случае преобразованное лицо должно было в течение 3 месяцев получить новый аттестат соответствия, то есть заново пройти всю процедуру аттестации. 

Кроме того, из Положения об аттестации организаций исключена обязанность реорганизованного путем слияния или присоединения юридического лица в трехмесячный срок получить новый аттестат соответствия. Также исключено положение о том, что до получения нового аттестата соответствия в указанный срок юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в области строительства на основании ранее выданного аттестата соответствия.

Указанное изменение может говорить о том, что в случае слияния или присоединения юридическое лицо должно обратиться за получением нового аттестата соответствия в общем порядке. Данный подход обоснован для случаев слияния юридических лиц, поскольку при такой форме реорганизации образуется новое юридическое лицо, а юрлица-правопредшественники — обладатели аттестата соответствия прекращают свое существование. 

Вместе с тем при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу — обладателю аттестата соответствия последний не прекращает существование и может продолжать осуществление своей деятельности. В таком случае, по нашему мнению, нелогично обращаться за получением нового аттестата соответствия в общем порядке. Полагаем, окончательное понимание значения указанного изменения будет сформировано правоприменительной практикой РУП «Белстройцентр». 

3. Расширен перечень оснований прекращения действия аттестата соответствия.

Действие аттестата соответствия будет прекращаться, среди прочего, по основаниям:

— необращения за получением аттестата соответствия в течение 6 месяцев со дня принятия решения о его выдаче, внесении в него изменений ;

— непредставления в РУП «Белстройцентр» информации для ежегодного декабрьского подтверждения соответствия квалификационным требованиям (указанный случай прекращения действия аттестата ранее являлся основанием для принятия решения о проведении внеочередной аттестации). 

К сведению.
Прекращение действия аттестата соответствия из-за неполучения в установленный срок бумажных экземпляров представляется не вполне обоснованным с учетом функционирования онлайн-реестра аттестатов соответствия, в котором оперативно опубликовываются новые сведения об обладателях аттестатов.

4. Изменена норма о внеочередной аттестации при ежегодном подтверждении квалификационных требований.

В измененном Положении об аттестации организаций установлено, что внеочередная аттестация может быть проведена, если представленная для целей процедуры подтверждения соответствия информация свидетельствует о несоответствии квалификационным требованиям. Напомним, что ранее норма устанавливала право Минстройархитектуры принять решение о проведении внеочередной аттестации только в случае, если обладатель аттестата не представил информацию для подтверждения соответствия квалификационным требованиям.

1923 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме