Содержание:
Внесение предмета закупки в годовой план закупок
Если у заказчика существует потребность в товарах (работах, услугах) для строительства, то в первую очередь для целей государственных закупок ему необходимо включить соответствующую потребность в годовой план государственных закупок.
При этом согласно позиции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. То есть если одни и те же товары (работы, услуги) приобретаются заказчиком, например, для 3 объектов строительства, то они будут отражены в годовом плане государственных закупок 3 раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.
Но формирование годового плана государственных закупок зависит от того, что будет приобретаться заказчиком. В частности, в зависимости от потребностей заказчика в годовом плане могут быть перечислены все виды строительных работ по объекту строительства либо указано их общее название (письмо МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства»).
К примеру, если заказчику необходимы работы по осуществлению капитального ремонта жилого дома, в годовом плане государственных закупок может быть указано: «Капитальный ремонт жилого дома по ул. Счастливой в г. Мира», код по ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»: 41.00.30.200 — Работы общестроительные (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) по возведению многоквартирных жилых зданий.
Выбор вида процедуры закупки
Выбор вида процедуры государственной закупки зависит от ориентировочной стоимости однородных товаров (работ, услуг), в данном случае работ по позиции в годовом плане «41.00.30.200» для одного объекта:
- если такая стоимость до 300 базовых величин, то может быть применена закупка из одного источника (п. 9 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон) или электронный аукцион (п. 2 ст. 38 Закона);
- если стоимость в пределах от 300 до 5000 базовых величин, то процедура запроса ценовых предложений (п. 2 ст. 45 Закона, подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – постановление № 395) или электронный аукцион (п. 2 ст. 38 Закона);
- если такая стоимость превышает 5000 базовых величин, то открытый конкурс, в том числе с ограниченным участием (пп. 1, 3 ст. 31 Закона), или электронный аукцион (п. 2 ст. 38 Закона).
Проведение закупки самостоятельно или с привлечением организатора
Следует учитывать, что для целей проведения процедуры государственной закупки заказчик, он же получатель бюджетных средств, должен решить – будет ли он сам проводить процедуру государственной закупки по выбору подрядчика на выполнение работ или привлечет организатора.
В первом случае ему не потребуется наличие аттестата соответствия на выбор подрядной организации (п. 8 приложения 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства»), равно как не потребуется такой аттестат для целей выбора организатора.
Документация, необходимая для проведения процедуры закупки
Для выполнения работ по капитальному ремонту необходима утвержденная проектная (предынвестиционная) документация, если ее разработка является обязательной, и проектная документация, в том числе смета (сметная документация) (п. 6 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Справочно.
Для принятия решения о проведении процедуры государственной закупки независимо от ее вида заказчик должен обладать всеми необходимыми для выполнения работ документами.
Также должны быть выполнены условия, содержащиеся в п. 8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), которые для капитального ремонта фактически предусмотрены в п. 6 ст. 51 указанного Закона.
Что касается формирования предмета и требований к нему, то в помощь заказчику существует ст. 21 Закона, которая требует, чтобы при описании предмета информация о нем давала полное представление для участников, что именно необходимо заказчику, и исключалась необходимость предоставления каких-либо иных сведений. Следует также в документах по процедуре указать класс сложности объекта.
Справочно.
При формировании документов по процедуре государственной закупки следует учитывать, что даже если заказчиком привлекается организатор для организации и проведения процедур государственных закупок, определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки, требований к участникам, существенных условий договора и его заключение осуществляются заказчиком (п. 1 ст. 13 Закона).
Поскольку предмет государственной закупки в случае с капитальным ремонтом определяется на основании проектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации), то вся данная информация должна быть размещена в открытом доступе в составе документов по процедуре на электронной торговой площадке (при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений), а также предоставлена в полном объеме потенциальным подрядчикам при проведении закупки из одного источника.
Справочно.
Не допускается в экранной форме приглашения на электронной торговой площадке к участию в процедуре указывать на то, что, например,
«Данные об объекте строительства находятся по ссылке в облачном хранилище по ссылке ….».
Подобное указание в отсутствие в размещенных на электронной торговой площадке документах данных об объекте квалифицируется как нарушение законодательства.
При формировании требований к предмету не допускается ссылаться на те технические нормативные правовые акты (СТБ, ТКП, ТУ, ГОСТ и иные), которые не являются обязательными (абз. 6 п. 4 ст. 21 Закона). Если требования технических нормативных правовых актов обязательны, как, например, это предусмотрено в техническом регламенте Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748), то тогда соответствующее требование устанавливается в документах по процедуре с предоставлением подтверждающих документов.
Требования к участникам
Что касается требований к участникам, то они устанавливаются по общим правилам п. 2 ст. 16 Закона. Также обращаем внимание, что наряду с самими требованиями к участникам, включая дополнительные требования, в документах по процедуре должны быть установлены конкретные документы и (или) сведения, которые участникам необходимо предоставить для подтверждения соответствия им.
В частности, если предметом государственной закупки является капитальный ремонт, то к участникам предъявляются следующие требования:
1) о наличии государственной регистрации участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; о наличии аттестата соответствия на выполнение работ (устанавливается в зависимости от стоимости строительства, класса сложности объекта и содержания выполняемых работ); о наличии специального разрешения (лицензии) на выполнение лицензируемого вида работ;
2) о соответствии дополнительным требованиям к участникам, предусмотренным подп. 1.7 п. 1 постановления № 395, приложением 1-1 к постановлению № 395 для кода 41 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
3) об отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
4) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
5) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
6) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
7) юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
8) в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
9) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
10) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Подготовка проекта договора и протокола
При подготовке проекта договора государственной закупки, который является частью документов по процедуре, следует учитывать требования п. 6 ст. 24 Закона, а также ГК и Правил № 1450.
При формировании условий договора и при исполнении договора по причине наличия бюджетного финансирования необходимо принимать во внимание нормы постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 «О порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов».
Все протоколы заседаний комиссии по государственным закупкам должны быть составлены в соответствии с требованиями как Закона, так и подп. 1.5 п. 1 постановления № 395. Следует помнить о том, что при отклонении предложений участников в соответствующих протоколах указывается причина отклонения и приводится ее обоснование (максимально подробно).
Справочно.
Виды процедур государственных закупок, применяемые для выбора подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту, проводятся в общем порядке, предусмотренном Законом.
При проведении открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, рекомендуем указывать в протоколе не только результат оценки и сравнения, как того требует Закон в п. 3 ст. 36, но также пояснять, как осуществлялся расчет баллов, что принято во внимание при выставлении баллов, а что нет.
Порядок заключения договора по результатам процедур зависит от вида процедур. По общему правилу для открытых конкурентных процедур закупок он включает заключение договора на электронной торговой площадке (п. 4 ст. 24 Закона). Там же предполагается его изменение и расторжение по соглашению сторон (п. 2 ст. 25 Закона).
Таким образом, при осуществлении государственных закупок по предмету «капитальный ремонт» следует принимать во внимание и нормы законодательства о государственных закупках, и специальные нормы законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.