Вы на портале
Государственные закупки

Закупка работ по сносу зданий за счет бюджетных средств

Снос зданий, как один из видов строительных работ, имеет свои особенности. В случае, когда работы по сносу производятся за счет бюджетных средств, дело осложняется тем, что необходимо прибегнуть к процедуре закупки. Рассмотрим порядок закупки работ по сносу зданий и сооружений.

Палто Галина
Палто Галина

Юрисконсульт Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

501 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Что такое снос зданий и сооружений?

В соответствии с абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) снос – это один из видов строительной деятельности.

Согласно абз. 39 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З снос – освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также незаконсервированных не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использовании и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности или невозможности их дальнейшего использования.

Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, к сносу зданий и сооружений относятся:

  • разломка стен, массивов, перекрытий, пробивка гнезд;
  • разборка наземной части производственных зданий;
  • разборка железобетонных лестничных маршей, площадок и ступеней;
  • разборка оконных, дверных и воротных проемов, перегородок и подвесных потолков;
  • разборка тротуаров, полов, кровельных покрытий и облицовки;
  • разборка промышленных печей;
  • демонтаж металлических колонн, балок и рам;
  • демонтаж опор контактной сети;
  • демонтаж и разборка других сетей и сооружений;
  • прочие работы по сносу строений и разборке конструкций.

Кроме того, в этот перечень входят: подготовка строительного участка, взрывные работы (например, разработка скальных и мерзлых грунтов взрывным способом, сооружение выемок, насыпей взрывным способом), разведочное бурение (например, взятие образцов породы для строительных, геологических и аналогичных исследований).

Основания сноса зданий и сооружений

Снос зданий и сооружений осуществляется на основании:

  • решения собственника имущества в случае сноса здания, сооружения в добровольном порядке в отношении принадлежащего ему имущества. Важно помнить, что такой снос не должен противоречить законодательству, общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде и историко-культурным ценностям;
  • на основании решения суда в принудительном порядке в том случае, когда объект противоречит общественному порядку, национальной безопасности, нравственности, правам, свободам и законным интересам других лиц, либо при возведении самовольной постройки, либо на основании принятого решения об изъятии земельного участка для государственных нужд;
  • по принятому исполкомом решению о сносе. Решение о необходимости сноса объектов недвижимости принимают с учетом физического и морального износа зданий и сооружений, их архитектурной и историко-культурной ценности. Для этого проводят оценку технического состояния объектов сноса с оформлением акта в соответствии со строительными нормами СН 1.03.01-2019 «Возведение строительных конструкций зданий и сооружений».

Однако в данном случае недостаточно только решения, нужно еще получить разрешительную документацию в исполкоме, разработать проектную документацию (при необходимости).

Справочно. 
Порядок получения разрешительной документации регламентирован главой 4 Положения о выдаче разрешительной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» (далее – Положение № 223).

Согласно абз. 7, 10 п. 3 Положения № 223 порядок получения разрешительной документации не распространяется на снос гражданами нежилых капитальных построек на придомовой территории, а также на снос пустующего жилого дома не выше двух этажей и (или) хозяйственных построек, являющихся его принадлежностями.

Закупка услуг по сносу пустующих домов

В том случае, когда снос пустующих домов будет осуществляться за счет бюджетных средств, необходимо проводить закупки услуг по сносу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З).

До начала проведения процедуры закупки нужно внести предмет закупки в годовой план государственных закупок на электронной торговой площадке goszakupki.by в соответствии с кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Работы по сносу зданий и прочих сооружений в ОКРБ 007-2012 включены в код 43.11.10.000.

Далее необходимо определить вид процедуры закупки, который зависит от годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), внесенных в годовой план. Следует помнить, что при формировании годового плана государственных закупок товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов, потребность указывается на каждый объект строительства отдельно.

Согласно п. 9 ст. 51 Закона № 300-З при проведении закупок в строительстве в пакет документов для процедуры закупки дополнительно необходимо включать дефектный акт и смету. Таким образом, ориентировочная стоимость услуг по сносу пустующего дома определяется на основании сметы.

После определения вида процедуры закупки заказчик должен подготовить пакет документов для проведения процедуры закупки, включающий в себя приглашение и проект договора. Приглашение размещается на электронной торговой площадке goszakupki.by, а уведомления при проведении закрытого конкурса направляются непосредственно участникам.

После окончания процедуры закупки комиссия производит оценку и сравнение предложений (при наличии предложений не менее двух участников, соответствующих требованиям документов для проведения закупки).

В случае, если до истечения срока для подготовки и подачи предложений не представлено ни одного предложения либо подано только одно предложение, конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся. Это является основанием для проведения повторной процедуры закупки, а в случае несостоявшейся повторной процедуры закупки — для проведения процедуры закупки из одного источника.

После завершения процедуры закупки необходимо заключить договор на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении победителя и протоколе выбора участника-победителя (п. 1 ст. 24 Закона № 419-З).

Справочно.
Формы документов можно скачать по ссылке https://clck.ru/35LHxD

Договор заключается по истечении срока для обжалования, установленного абз. 3 п. 2 ст. 52 Закона № 419-З, но не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя.

В договоре подряда на выполнение работ по сносу здания необходимо указать наименование объекта, адрес его местонахождения, начальный и конечный сроки выполнения работ по сносу объекта, кому будут переданы образовавшиеся в результате работ по сносу отходы и материалы, подлежащие вторичному использованию.

Выводы
Закупка работ по сносу зданий, сооружений за счет бюджетных средств имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, закупая такие работы:
— снос зданий должен производиться на основании решения исполкома, принятого после оценки технического состояния объектов сноса, с оформлением соответствующего акта, при наличии разрешительной документации и при необходимости — проектной документации;
— в пакет документов для процедуры закупки необходимо включать дефектный акт и смету;
— договор подряда на выполнение работ по сносу здания должен определять дальнейшую судьбу отходов, образовавшихся после сноса здания.

501 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме