Вопрос 1: Можно ли признать процедуру закупки из одного источника несостоявшейся?
Ответ: Процедура закупки из одного источника не может быть признана несостоявшейся. Она завершается либо заключением договора, либо отменой процедуры закупки.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признается несостоявшейся в случае, если:
- участник-победитель не определен (не представлены предложения, подано только одно предложение, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений, за исключением случая рассмотрения вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки при проведении электронного аукциона, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку);
- участник-победитель уклонился от заключения договора.
Закупка из одного источника не имеет участников-победителей.
Исходя из содержания норм п. 1 ст. 27 Закона № 419-З при наличии соответствующих оснований решение об отмене процедуры государственной закупки может быть принято только в ходе ее проведения, то есть до подписания договора второй стороной. Такое решение с указанием причин отмены направляется заказчиком (организатором) участнику процедуры закупки из одного источника (лицу, получившему от заказчика предложение о заключении договора) (при его наличии) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Вопрос 2: Является ли обязательным критерием для участника получение от заказчика предложения о заключении договора?
Ответ: В данном случае законодатель оставляет решение за сторонами. Так, в силу ч. 4 п. 1 ст. 24 Закона № 419-З при проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами.
Исходя из положений ч. 1 п. 1 ст. 49 Закона № 419-З процедура закупки из одного источника — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Предложение заключить договор двум и более потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты). Данное положение содержится в ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона № 419-З.
Выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком (организатором) для проведения процедуры закупки из одного источника, заключение с ним договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований ст. 49 и ст. 1–21, 24–26, п. 3 ст. 27, ст. 28–30, 51–53 и 55–57 Закона № 419-З.
В случае решения вопроса о получении от заказчика предложения о заключении договора законодатель оставляет решение за сторонами. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 24 Закона № 419-З при проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в своем письме от 07.02.2023 № 14-01-10/253К «О проведении процедуры закупки из одного источника» подчеркнуло, что в случае проведения процедуры закупки из одного источника участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора (абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона № 419-З). Соответственно, юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, коммерческие предложения которых рассматриваются при изучении конъюнктуры рынка, не являются участниками процедуры закупки из одного источника, а становятся ими лишь тогда, когда получили предложение от заказчика заключить договор.
Таким образом, документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обязано представить только тогда, когда ему направлено такое предложение.
Вопрос 3: Возможно ли применение преференциальной поправки при проведении закупки из одного источника?
Ответ: Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы применения преференциальной поправки (далее — префпоправка), остается постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395).
Применение префпоправки согласно подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 допускается при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений. Прямого указания на применение префпоправки при проведении закупки из одного источника постановление № 395 не содержит.
Вопрос 4: В случае перехода к процедуре закупки из одного источника в связи с тем, что две предыдущие не состоялись, может ли заказчик менять объем и ориентировочную стоимость закупки?
Ответ: Из анализа норм п. 2 ст. 27 Закона № 419-З следует, что в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (состав, систему) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) — по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам или на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.
После проведения повторной государственной закупки законодатель исключает изменение предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, требований к участникам, сроков и условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенных при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов). Данный запрет содержится в абз. 3 п. 2 ст. 27 Закона № 419-З. Иных ограничений в этом Законе нет.