Вы на портале

Заместитель Министра ЖКХ – об обращениях граждан, капремонте домов и возможности упрощения процедуры закупок

Доступность и оперативность оказания жилищно-коммунальных услуг, обеспечение потребителей качественной питьевой водой, а также суть претензий граждан к ЖКХ  – об этом и многом другом говорили на совещании у Главы государства по вопросам функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства. Как будет развиваться отрасль и на что в первую очередь специалисты обратят внимание, рассказал заместитель Министра ЖКХ Виталий Смирнов.

621 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Реакция на обращения

– Виталий Алексеевич, в последнее время Министерство уделяет большое внимание деятельности товариществ собственников. Чем это вызвано?

– Недовольством жильцов, которые проживают в домах ТС и ЖСПК. В Министерство приходит много обращений, касающихся деятельности товариществ собственников. Людей беспокоит, что в ТС не проводятся собрания, руководство товарищества не информирует остальных членов о своих действиях либо вовсе бездействует в ситуациях, затрагивающих общие интересы. Также часто жалуются на нецелевое использование средств, которые платят граждане, и необоснованные поборы.

– С какими вопросами еще обращаются люди? 

– В прошлом году в организации системы жилищно-коммунального хозяйства и Министерство поступило 68 433 обращения граждан и юридических лиц. Треть вопросов – по эксплуатации и содержанию жилищного фонда. Наиболее часто поднимаемые проблемы в этих обращениях – это непринятие мер по устранению сырости и промерзания стеновых панелей, залитие с кровли в результате ремонта. Основные причины таких обращений – ненадлежащий контроль со стороны местных исполнительных и распорядительных органов за выполнением работ. Зачастую граждане не осведомлены о предстоящем текущем ремонте, что лишает их возможности информировать организацию ЖКХ об имеющихся недостатках конструктивных элементов жилого дома.

На втором месте – вопросы благоустройства населенных пунктов. На третьем – обращения по оказанию коммунальных услуг.

Разумеется, мы заинтересованы, чтобы заявок было меньше. Для этого считаем нужным проводить разъяснительную работу с населением: информировать о запланированных мероприятиях по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, благоустройству придомовых территорий, ремонту улично-дорожной сети. Это прямые телефонные линии, встречи с трудовыми коллективами – все, что позволяет оперативно и на ранних стадиях выявить общественно значимые социальные проблемы, своевременно принимать меры по устранению причин их возникновения, тем самым сократить количество обращений в вышестоящие и контролирующие государственные органы, а также применять другие формы работы с населением.

Курс на оперативность

– В системе закупок в жилищно-коммунальном хозяйстве планируются изменения. Какие перемены ожидаются и как они повлияют на доступность и качество работ?

– Да, в вопросе закупок в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня имеются проблемы. Сейчас Министерством совместно с заинтересованными ведомствами прорабатывается вопрос внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее отношения в области закупок, которое позволит оперативно реагировать на любую проблему.

Сегодня местным органам власти в регионах дано право определять исполнителей отдельных жилищно-коммунальных услуг без проведения процедур закупок. Это, безусловно, сказалось на оперативности их оказания. Однако есть еще ресурс, обеспечивающий быстрое принятие решений в критических ситуациях. Это расширение практики определения исполнителей жилищно-коммунальных услуг без проведения процедур закупок, а также расширение перечня таких услуг на территории всей страны.

– Еще один момент уточните, пожалуйста. Что значит недобросовестный подрядчик в сфере ЖКХ и как его исключить из рабочего процесса?

– К сожалению, сегодня есть случаи, когда сроки и качество выполняемых работ не соответствуют стандартам из-за действий подрядных организаций, которые привлекаются к труду на конкурсной основе. В первую очередь это касается объектов капитального ремонта жилых домов. То есть организация выигрывает тендер на капремонт, начинает его, а потом по тем или иным причинам не может завершить. В конце 2021 года полторы сотни жилых домов превышали нормативные сроки проведения капитального ремонта.

Вместе с тем на законодательном уровне созданы механизмы, позволяющие так или иначе влиять на недобросовестных подрядчиков, – начиная от применения штрафных санкций за несоблюдение сроков и технологии производства работ и заканчивая расторжением договорных отношений и прекращением действия аттестата соответствия такой организации. Сегодня готовятся меры, чтобы местные власти могли назначать проверенных подрядчиков.

Цифра на службе ЖКХ

– Решать возникающие проблемы можно по-разному. В том числе и внедрением цифровых технологий. Как сейчас проходит цифровизация отрасли ЖКХ? 

– Создается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства в ходе внедрения программного продукта умных регионов/городов, информационная система «ДомУчет» – как итоговый модуль BIM-системы жизненного цикла здания. Эти программные продукты будут содержать информацию о состоянии всего жилфонда и его инженерных систем, придомовой территории, проведении текущего и капитального ремонтов жилых домов и благоустройства. Также программное обеспечение позволит автоматизировать процесс сбора телеметрии индивидуальных и групповых приборов учета до выставления счета на оплату потребителю ЖКХ, создавать технологическую основу для обеспечения оперативного контроля за обслуживанием групповых приборов учета. Это лишь малая часть задач информационных систем.

Сейчас подобный программный продукт создается на базе Минска. Программа предоставит возможность потребителю оценивать затраты по содержанию конкретного жилого дома, а организациям ЖКХ – планировать мероприятия по эксплуатации объектов жилищного фонда в автоматическом режиме и сократить затраты на их содержание.

Источник: pravo.by 

621 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме