Уникальная техника: как на трассе М3 укладывают полотно
Ехать по новой и ровной дороге – одно удовольствие и для водителей, и для пассажиров. Проверяем, как строят дороги, в том числе новую М3.
Ехать по новой и ровной дороге – одно удовольствие и для водителей, и для пассажиров. Проверяем, как строят дороги, в том числе новую М3.
Строительство началось в июле 2023-го. Окончание работ запланировано на декабрь 2024-го. Полотно толщиной более метра делают по белорусской технологии. На основание из гравийно-песчаной смеси укладывается 14 см «тощего» бетона, затем 3 см – песчаного асфальтобетона, сверху еще 24 см «тяжелого» бетона, по которому и будут ездить автомобили.
Строители поясняют: технологии, используемые на М3 и Р53, – идентичные, различие разве что в марках используемой техники. На Р53 «трудится» бетоноукладочный комплекс, который обслуживают 12 человек. Работы на трассе начались в августе 2022 г. В июле 2024-го их планируют закончить. На готовых участках уже наносят разметку, идет благоустройство – сделано 15 новых павильонов для остановочных пунктов.
По словам заместителя начальника филиала ДСУ № 43 ОАО «СМТ № 8» Георгия Антохи, технология строительства дорог из цементобетона возрождена в Беларуси в 2014 г., когда началось строительство Второй кольцевой. Тогда же закупили два бетоноукладочных комплекса. Один из них – Gomaco, который используется для укладки полотна на трассе Р53. До этого с его помощью укладывали цементобетон на трассе М3, на Второй кольцевой, на второй взлетно-посадочной полосе Национального аэропорта Минск. В позапрошлом году работали на строительстве объекта «Аэродром Левашово» в Санкт-Петербурге. Россияне остались очень довольны, у них такой техники нет. За 10 лет с помощью комплекса уложили порядка 850 тыс. кубов цементобетона.
Скорость укладки у Gomaco в среднем 1–1,5 метра дорожного полотна в минуту. За сутки получается почти полкилометра! Главное, чтобы погода не вмешивалась: сильный дождь или мороз мешают цементобетону схватываться.
Смесь для полотна готовят неподалеку. Около трассы Р53 поставили мобильный бетонный завод. Цементобетон оттуда оперативно привозят на место, распределяют и уплотняют с помощью бетоноукладчика. Затем в ход идет текстуровщик, придающий покрытию ребристую поверхность. Когда полотно набирает прочность, прорезают швы, в которые заливают мастику. Гарантия на такое покрытие из цементобетона – 10 лет.
У мобильного завода производительность до 240 куб. м смеси в час. При максимальной нагрузке белорусские строители дорог выдавали на нем до 2 тыс. куб. м за смену, которых хватало, чтобы уложить более километра полотна. При необходимости завод можно разобрать, перевезти на новое место и собрать заново. На это уходит порядка двух недель.
Объемы строительства дорог с цементобетонным покрытием в последние годы увеличиваются. Так, в соответствии с Государственной программой «Дороги Беларуси» в этом году планируется реконструировать 63 км республиканских дорог, из которых 30 км будут иметь покрытие из цементобетона.