Преференциальная поправка – это предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками (абз. 14 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон).
Условия применения преференциальной поправки определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).
Так, согласно ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:
15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и/или стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
По состоянию на 15 июня 2021 г. национальный режим в сфере государственных закупок предоставлен только Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации;
25 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.
Преференциальная поправка не применяется:
при проведении процедуры закупки из одного источника и биржевых торгов;
в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в том числе его лотом (частью) (абз. 2 ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395);
в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера (абз. 3 ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления № 395).
МАРТ отмечает, что Законом для всех видов процедур государственных закупок, в которых применяется преференциальная поправка, установлен заявительный принцип ее применения, выражающийся в том, что предложение, а при проведении электронного аукциона – первый раздел предложения, должно содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки и документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки (для электронного аукциона такие документы представляются во втором разделе предложения), если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь.
Справочно.
В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений заявление о праве на применение преференциальной поправки должно быть представлено по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки.
При этом в случае наличия надлежащего заявления о праве на преференциальную поправку, но при отсутствии подтверждения соответствующего права в зависимости от вида процедуры государственной закупки комиссия по государственным закупкам отклоняет предложение либо осуществляет оценку и сравнение предложения такого участника без учета преференциальной поправки.
Подробнее с разъяснением МАРТ в части случаев и порядка применения преференциальной поправки, а также документов, подтверждающих право на применение префпоправки, и действий комиссии по государственным закупкам в случае отсутствия подтверждения права на применение такой поправки можно ознакомиться по ссылке.
Материал подготовлен по информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.