Результаты контрольно-аналитических мероприятий свидетельствуют, что заказчики строительства объектов не принимают исчерпывающие меры по максимальной экономии государственных средств на стадии подготовки предпроектной (предынвестиционной) документации, а проектировщики при разработке проектных решений не уделяют должного внимания экономии всех видов ресурсов, допускают ошибки, влекущие дополнительные расходы бюджетных средств.
Так, при проверке строительства третьей линии Минского метрополитена сметные затраты по эксплуатации тоннелепроходческого комплекса были снижены на сумму более 13 млн. рублей, устройству грунтоцементных свай – на 1,7 млн. рублей.
По предложениям Комитета госконтроля произведена корректировка сметной документации на замену объектов лифтового хозяйства в Могилеве и Бобруйске – экономия государственных средств составила около 3,1 млн. рублей. Результатом корректировки сметной документации на строительство кардиохирургического корпуса в Могилеве стала экономия 1,6 млн. рублей; 10 жилых домов в аг. Борздовка Оршанского района – около 1 млн. рублей.
Выявленные госконтролерами недостатки в большей степени обусловлены недостаточной работой служб заказчика и проектировщика по оптимизации объемов и составов выполняемых работ; применению наиболее экономичных нормативов расхода ресурсов и цен на материалы (изделия, конструкции); снижению расходов по транспортировке инертных строительных материалов (растительного грунта, строительных отходов и др.); удешевлению стоимости проектно-изыскательских работ.
В ряде случаев завышение сметной стоимости строительства является следствием недоработок и ошибок проектных организаций.
В частности, в проектной документации по объекту строительства «Проектируемая улица № 3 в центральной части г. Островца» допущено завышение в 19,5 раза стоимостного показателя по варианту однопролетного железобетонного плитного моста на свайных опорах, которое повлияло на выбор более дорогостоящей конструкции при разработке строительного проекта и повлекло удорожание сметной стоимости объекта.
При этом, как правило, имелись положительные заключения органов государственной строительной экспертизы.
Следует отметить, что согласно законодательству при экспертизе сметной документации по бюджетным и приравненным к ним объектам органы госстройэкспертизы проверяют обоснованность определения стоимости отдельных видов работ и расходов ресурсов только в объеме выборочной проверки. По мнению Комитета государственного контроля, обязательная экспертиза достоверности сметной документации таких объектов позволит получить существенный экономический эффект и снизить затраты бюджета.
По результатам контрольных мероприятий КГК направил Совету Министров конкретные предложения по исправлению сложившейся ситуации при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации, строительстве объектов с привлечением бюджетных средств.
Источник: kgk.gov.by