Госзакупки для строительства: разъяснение МАРТ

На официальном сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в разделе «ОФИЦИАЛЬНО – Закупки» опубликовано разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) о государственных закупках для строительства

1162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки. 

Получателем бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в государственных закупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З. 

МАРТ отмечает, что поскольку денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком в рамках исполнения договора государственной закупки, становятся его собственными, то, следовательно, руководствоваться законодательством о государственных закупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику не требуется. При этом порядок привлечения субподрядчиков, а также приобретения товаров генеральным подрядчиком может быть определен в договоре, заключенном заказчиком с генеральным подрядчиком. 

О товарах (работах, услугах) для строительства

В разъяснении МАРТ отмечает, что с учетом специфики строительства определение потребности в товарах (работах, услугах) для строительства осуществляется для объекта строительства. 

Например, при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе такая потребность определяется на основании проектной документации (абз. 27 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», далее – Закон № 300-З). Для выполнения строительно-монтажных работ по текущему ремонту требуется дефектный акт и смета (п. 9 ст. 51 Закона № 300-З).

При этом перечень работ и услуг в области строительства утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» и распространяет свое действие на объекты строительства.

При отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности в Республике Беларусь также можно руководствоваться ТНПА в сфере строительства, а также общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (далее – ОКРБ 007-2012) (секция F (раздел 41-43) и секция М (раздел 71)). 

О выборе применимого законодательства при осуществлении закупок для строительства

Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) действует до 1 июля 2021 г. 

МАРТ отмечает, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88) также не может применяться при осуществлении государственных закупок для строительства после 1 июля 2021 г., поскольку принято на основании Указа № 223.

Таким образом, с 1 июля 2021 г. проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом № 419-З.

Также МАРТ отмечает, что в случае невнесения изменений в законодательство закупки товаров (работ, услуг) при строительстве за счет иных источников финансирования регулироваться не будут. Порядок осуществления таких закупок организация определяет с учетом требований Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

О переходном периоде

По мнению МАРТ, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть в соответствии с Указом № 223 и постановлением № 88. 

Также МАРТ отмечает, что в случае расторжения договоров, заключенных по результатам процедур закупок при строительстве в соответствии с Указом № 223, в связи с их неисполнением либо ненадлежащим исполнением представлять информацию в МАРТ о включении соответствующих поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не требуется. 

В соответствии с ч. 2 п. 6 Указа № 223 процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. При этом Указ № 223 прямо не регламентирует порядок принятия решения заказчиком о проведении закупки и не определяет форму принятия такого решения. 

Поэтому, по мнению МАРТ, для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.

О формировании годового плана государственных закупок

Основанием для проведения процедуры государственной закупки является годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (ч. 2 п. 2 ст. 19 Закона № 419-З).

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 19 Закона № 419- З годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке (http://goszakupki.by или http://zakupki.butb.by) в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. Изменения и (или) дополнения в годовой план вносятся заказчиком в том порядке, в котором последний был утвержден, и после утверждения заказчиком также подлежат размещению на электронной торговой площадке в течение пяти рабочих дней

Таким образом, до начала осуществления государственной закупки обязательно включение необходимого товара (работы, услуги) в годовой план государственных закупок.

При этом МАРТ обращает внимание, что ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З установлено, что при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. 

Это означает, что если одни и те же товары (работы, услуги) приобретаются заказчиком, например, для 3 объектов строительства, то они будут отражены в годовом плане государственных закупок 3 раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью. 

Подробнее с разъяснением МАРТ в части:

  • формирования годового плана государственных закупок и предмета государственной закупки;

  • выбора вида процедуры государственной закупки;

  • определения ориентировочной стоимости;

  • требований к участникам;

  • изменений условий договора государственной закупки;

  • закупок аварийно-восстановительного ремонта

можно ознакомиться по ссылке

Справочно: с письмом МАРТ о применении преференциальной поправки в государственных закупках можно ознакомиться по ссылке.

Материал подготовлен по информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

1162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.