Нормативные акты, регулирующие вопросы привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 04.01.2014) (далее — Закон);
• постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — постановление № 7);
• постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» (в редакции от 26.09.2008) (далее — постановление № 11);
• постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.11.2011 № 56 «Об ответственности субсидиарных должников» (далее — постановление № 56).
Лица, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности
Субсидиарная ответственность — особый вид гражданско-правовой ответственности, при котором на лицо, несущее субсидиарную ответственность в соответствии с законодательством или условиями обязательства, в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в том числе ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование возлагается обязанность по исполнению требования кредитора к основному должнику (п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»).
Анализ действующего законодательства позволяет определить следующий круг лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности:
1) учредители (участники), собственники имущества юридического лица или другие лица, в том числе руководитель должника, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеющие возможность определять его действия, если экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана их указаниями и (или) действиями (ст. 52 ГК, ст. 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»);
2) полные товарищи, ставшие участниками (акционерами) хозяйственного общества при преобразовании товарищества в общество, в течение двух лет — по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества (ст. 65 ГК). Указанное правило применяется при преобразовании товарищества в производственный кооператив и унитарное предприятие;
3) участники полного товарищества — по обязательствам товарищества (ст. 72 ГК);
4) участники, выбывшие из товарищества, — по обязательствам товарищества, возникшим до момента их выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он вышел из товарищества (ст. 72 ГК);
5) участники общества с дополнительной ответственностью — по обязательствам общества в пределах, определяемых учредительными документами, но не менее размеров, установленных законодательными актами (ст. 94 ГК);
6) основное общество (товарищество) — по долгам дочернего общества в случае экономической несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) (ст. 105 ГК);
7) члены производственного кооператива — по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (ст. 107 ГК);
8) Республика Беларусь — по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (ст. 115 ГК);
9) члены потребительского кооператива — по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса (ст. 116 ГК);
10) собственник имущества учреждения — по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств (ст. 120 ГК);
11) члены ассоциации (союза) — по обязательствам ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (ст. 121 ГК);
12) поручитель, если законодательством или договором предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (ст. 343 ГК);
13) гарант — по обязательствам основного должника (ст. 349 ГК);
14) лицо, передавшее обремененное рентой недвижимое имущество в собственность другого лица, — по требованиям получателя ренты, возникшим в связи с нарушением договора ренты, если ГК, иными актами законодательства или договором не предусмотрена солидарная ответственность по этому обязательству (ст. 557 ГК);
15) правообладатель — по предъявленным к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем (ст. 910-6 ГК).
Данный круг лиц не является закрытым, в связи с чем законодательством или условиями обязательства могут быть предусмотрены и иные случаи привлечения к субсидиарной ответственности.
Так, например, в соответствии с частью второй п. 2 постановления № 56 к лицам, действиями (бездействием) которых вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица (основного должника) либо виновным в неподаче в экономический суд заявления должника, могут быть, в частности, отнесены:
• собственник имущества юридического лица или руководитель этого юридического лица;
• учредители (участники) хозяйственного общества или товарищества;
• лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества или возглавляющее его коллегиальный исполнительный орган;
• лица, полномочные принимать решение о подаче юридическим лицом заявления должника в хозяйственный суд;
• председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), ликвидационная комиссия;
• другие лица, полномочные давать обязательные для юридического лица указания или обладающие возможностью иным образом определять его действия.
Субсидиарная ответственность учредителей, собственника имущества, руководителя
Пунктом 1 ст. 370 ГК определено общее правило привлечения субсидиарного должника к ответственности — отказ основного должника от удовлетворения требования кредитора или ненаправление основным должником кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Однако основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника учредителей (участников), собственника имущества, руководителя и иных должностных лиц, имеющих право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, является недостаточность имущества основного должника (часть вторая ст. 11 Закона).
Таким образом, привлечение таких субсидиарных должников к ответственности возможно только при условии установления экономическим судом недостаточности имущества у основного должника.
К сведению.
Отсутствие возбужденного экономическим судом дела об экономической несостоятельности (банкротстве) не препятствует предъявлению иска о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, указанных в части третьей ст. 11 и ст. 235 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Кредиторы вправе привлечь собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) к субсидиарной ответственности в случае, если указанные лица допустили нарушение требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате чего юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
В соответствии с п. 25 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», указанные лица солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Кредитор (кредиторы) вправе предъявить в экономический суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Лица, имеющие право подачи искового заявления о привлечении к субсидиарной ответственности
Статьей 11 Закона определено, что иски о привлечении к субсидиарной ответственности могут быть предъявлены:
— антикризисным управляющим на сумму неудовлетворенных требований кредиторов и рассматриваются экономическим судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства;
— кредитором (кредиторами) или его (их) правопреемниками, государственными органами, прокурором, контролирующими органами в течение 10 лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Основания привлечения лиц к субсидиарной ответственности
По общему правилу, установленному законодательством, в частности п. 3 ст. 52 ГК, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.
Одним из таких случаев является экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица.
Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии с п. 9 постановления № 11 при разрешении споров, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности учредителей (участников) юридического лица, собственника его имущества, руководителя или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять действия юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), должны быть установлены следующие обстоятельства:
1) наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;
2) совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;
3) наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;
4) недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
При исследовании вопросов о наличии либо отсутствии оснований для привлечения лиц к дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам основного должника необходимо установить обстоятельства, указанные в части первой п. 9 постановления № 11, а также дать им объективную правовую оценку (п. 4 постановления № 56).
Так, например, при определении влияния совершенного лицом действия (бездействия) на возникновение экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица экономический суд должен выяснить:
— соблюдались ли руководителем юридического лица установленные законодательством обязанности по организации бухгалтерского учета, созданию условий для правильного оформления первичной учетной документации, ведению налогового учета, надлежащему исполнению юридическим лицом гражданско-правовых, налоговых и иных обязательств;
— осуществлялся ли собственником имущества юридического лица, учредителями (участниками) хозяйственного общества (товарищества) надлежащий контроль за исполнением юридическим лицом законодательства в сфере предпринимательской деятельности, финансов, трудовых правоотношений;
— имелась ли у собственника имущества юридического лица, у учредителей (участников) хозяйственного общества или товарищества объективная возможность своевременно влиять на надлежащее исполнение юридическим лицом его обязательств перед кредиторами, исключающее возникновение критических долговых обязательств (например, при решении вопроса о заключении крупной сделки, при проверке и утверждении отчетов исполнительного органа юридического лица об итогах его деятельности, прибылях и убытках и т.п.);
— иные обстоятельства, позволяющие установить наличие либо отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этих лиц и экономической несостоятельностью (банкротством) юридического лица.
Справочно:
Иски о привлечении к субсидиарной ответственности участников общества с дополнительной ответственностью могут быть предъявлены кредиторами по указанным в п. 1 ст. 370 ГК основаниям в том случае, если в отношении основного должника не возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве).
Практика привлечения к субсидиарной ответственности
В сложившейся на сегодняшний день ситуации многие компании прекращают свою деятельность, в том числе с применением процедуры банкротства при недостаточности имущества для расчета с кредиторами.
Согласно ст. 77 Закона предъявление в экономический суд иска о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника — юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц является обязанностью антикризисного управляющего.
В п. 25 постановления № 7 определено, что при решении вопроса о завершении ликвидационного производства судам необходимо иметь в виду, что наличие оснований для подачи иска о привлечении виновных лиц к субсидиарной ответственности в соответствии с абзацем восемнадцатым части первой ст. 77 Закона влечет обязанность управляющего по предъявлению соответствующего иска до завершения ликвидационного производства независимо от решения собрания кредиторов об освобождении управляющего от исполнения указанной обязанности.
Таким образом, управляющий обязан подать иск о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей, директора и иных лиц только при наличии оснований, подлежащих установлению в процессе проведения процедуры банкротства.
Однако на практике распространен иной подход к применению новой редакции Закона в части положений о субсидиарной ответственности: антикризисный управляющий обязан подать иск о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей, руководителя на всю сумму непогашенной кредиторской задолженности независимо от наличия оснований для подачи такого иска, а обоснованность такого иска уже будет рассматривать экономический суд.
На сегодняшний день возросло количество дел, связанных с банкротством юридических лиц, возникшим после проведения проверок контролирующими органами.
Например, при проведении проверки налоговым органом и доначислении налогов по итогам проверки в акте налоговой проверки всегда отражается суть правонарушения, перечисляются действия (бездействие), приведшие к последствиям в виде доначисления налогов, а также указываются лица, виновные в совершении действий (бездействия), приведших к доначислению налогов.
Таким образом, в акте налоговой проверки уже имеются как минимум 3 из 4 обстоятельств, с которыми законодательство (п. 9 постановления № 11) связывает возникновение оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, а именно:
1) наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия — в качестве данного лица зачастую указывается руководитель юридического лица;
2) совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия, — в ряде случаев при проведении налоговых проверок действия (бездействие) выражаются в нарушении ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», согласно которой руководитель организации обязан организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;
3) наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом — виновные действия (бездействие), выразившиеся в необеспечении создания необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета юридического лица, приводят к таким последствиям, как неплатежеспособность предприятия и последующее признание его экономически несостоятельным (банкротом).
Риски несут и учредители юридических лиц, на которых лежит обязанность по контролированию финансового состояния юридического лица.
Так, в соответствии со ст. 9 Закона должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии одного из следующих оснований:
1) неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;
2) неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.
Заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из следующих оснований:
— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника — юридического лица;
— органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
— собственником имущества должника — унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
— выявлены обстоятельства, предусмотренные частью первой ст. 233 Закона.
Субсидиарная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) распространяется в полной мере на всех учредителей.
Таким образом, на сегодняшний день любой учредитель (участник), имея или приобретая долю в уставном фонде юридического лица, вне зависимости от ее размера, а также руководитель юридического лица с большой вероятностью могут быть привлечены к субсидиарной ответственности и обязаны будут отвечать по долгам юридического лица — банкрота.