Вы на портале

Субъекты коррупционных правонарушений в строительной сфере

Анализ коррупционных правонарушений свидетельствует о том, что одной из сфер, наиболее подверженных коррупционным проявлениям, является строительная деятельность. В этой связи возникает необходимость в определении субъектов коррупционных правонарушений в строительной сфере.

Полящук Наталья
Полящук Наталья

Начальник отдела ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», магистр юридических наук

566 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) субъектами коррупционных правонарушений являются: 

  1. государственные должностные лица;
  2. лица, приравненные к государственным должностным лицам;
  3. иностранные должностные лица;
  4. лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Несмотря на то, что в ст. 1 Закона № 305-З содержатся термины и определения субъектов коррупционных правонарушений, тем не менее на практике возникает ряд проблем при отнесении тех или иных работников к государственным должностным или приравненным к ним лицам. В связи с этим полагаем целесообразным уделить внимание именно этим двум категориям субъектов коррупционных правонарушений.

Государственные должностные лица и лица, приравненные к ним

Понятия «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам» существуют только в национальной правовой системе. Следует иметь в виду, что понятие и перечень вышеуказанных лиц в Законе № 305-З изложены для определения круга потенциальных субъектов коррупционного поведения. 

К государственным должностным лицам относятся:

  1. Президент Республики Беларусь;
  2. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  3. члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  4. депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;
  5. иные государственные гражданские служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе, а также представители так называемых военизированных организаций. В эту же категорию входят лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, можно отнести:

  1. членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  2. депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на непрофессиональной основе, за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов;
  3. граждан, зарегистрированных в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов;
  4. лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, за исключением государственных должностных лиц; 
  5. лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; 
  6. представителей общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

Таким образом, анализ приведенных определений субъектов коррупционных правонарушений показывает, что отнесение того или иного работника к государственному должностному или приравненному к нему лицу может зависеть от двух критериев:

  • в какой организации он работает (государственной, с преобладающей долей собственности государства или негосударственной);
  • какие именно обязанности он исполняет или какие юридически значимые действия выполняет, занимая ту или иную должность.

В частности, если работник постоянно или временно либо по специальному полномочию занимает должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, и выполняет их в государственной организации или организации с преобладающей долей собственности государства, то он является государственным должностным лицом. При этом если работник выполняет точно такие же обязанности, но в негосударственной организации, то он является лицом, приравненным к государственному должностному. 

Обратите внимание!
Лицом, приравненным к государственному должностному, является работник, уполномоченный в соответствии с законодательством на совершение юридически значимых действий, независимо от того, в какой именно организации (государственной или негосударственной) он осуществляет эти действия.

Необходимо отметить, что в УК и КоАП в качестве субъектов правонарушений государственные должностные лица и (или) приравненные к ним не упоминаются. В п. 3 ч. 4 ст. 4 УК и п. 3 ч. 1 ст. 1.10 КоАП закреплено понятие должностного лица, в соответствии с которым помимо иных лиц под должностными понимаются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Из этого следует, что категория должностного лица включает в себя и тех лиц, которые в соответствии с Законом № 305-З являются государственными должностными, и тех, кто относится к приравненным к ним лицам. Если коррупционное правонарушение совершил работник, занимающий должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо это лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий, то уже неважно, в какой именно организации (государственной или негосударственной) он выполняет эти полномочия. Данные обстоятельства имеют значение при возникновении необходимости привлечения лица к административной или уголовной ответственности. 

Разграничение субъектного состава

1. Организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий.

Должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, как правило, занимают:

  • руководитель любого уровня;
  • его заместители, уполномоченные руководить трудовым коллективом, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных и т.п.). При этом количество лиц, находящихся в подчинении, значения не имеет.

2. Административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Административно-хозяйственные обязанности выполняют:

  • заведующие складом, отделом снабжения; 
  • ревизоры и контролеры; 
  • главные бухгалтеры и их заместители; 
  • другие лица, имеющие право самостоятельно распоряжаться материальными ценностями или осуществляющие контроль за их движением.

3. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.

К лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, могут быть отнесены: 

  • юрисконсульты, представляющие интересы организации в суде и других государственных органах; 
  • работники, которые на основании выданной руководителем доверенности подписывают договоры, иные правоустанавливающие документы.

Данное разграничение субъектного состава важно принимать во внимание, поскольку в соответствии со ст. 16 Закона № 305-З государственные должностные лица, лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона № 305-З, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона № 305-З, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Важно!
Лица, приравненные к государственным должностным, не подписывают обязательство, предусмотренное ст. 16 Закона № 305-З.

Организация антикоррупционной работы

В Методических рекомендациях по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях, разработанных Генеральной прокуратурой, обозначено, что в государственном органе либо организации целесообразно составлять перечень работников, которые в соответствии с законодательством относятся к государственным должностным лицам. 

Справочно.
С Методическими рекомендациями по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях можно ознакомиться по ссылке.

То есть организация самостоятельно, исходя из доли собственности государства в ее уставном фонде, а также исходя из тех обязанностей, которые выполняют работники, определяет, кто из них является государственным должностным лицом, а кто приравненным к нему. Такая практика сформирована, например, в Ми­нистерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В соответствии с приложением 3 к приказу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.03.2021 № 54 определен Перечень должностей, относящихся к государст­венным должностным лицам в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства. 

Справочно.
С приложением 3 к приказу Минис­терства архитектуры и строительства Рес­публики Беларусь можно ознакомиться по ссылке.

566 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме