Содержание:
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) субъектами коррупционных правонарушений являются:
- государственные должностные лица;
- лица, приравненные к государственным должностным лицам;
- иностранные должностные лица;
- лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.
Несмотря на то, что в ст. 1 Закона № 305-З содержатся термины и определения субъектов коррупционных правонарушений, тем не менее на практике возникает ряд проблем при отнесении тех или иных работников к государственным должностным или приравненным к ним лицам. В связи с этим полагаем целесообразным уделить внимание именно этим двум категориям субъектов коррупционных правонарушений.
Государственные должностные лица и лица, приравненные к ним
Понятия «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам» существуют только в национальной правовой системе. Следует иметь в виду, что понятие и перечень вышеуказанных лиц в Законе № 305-З изложены для определения круга потенциальных субъектов коррупционного поведения.
К государственным должностным лицам относятся:
- Президент Республики Беларусь;
- депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;
- иные государственные гражданские служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе, а также представители так называемых военизированных организаций. В эту же категорию входят лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, можно отнести:
- членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на непрофессиональной основе, за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов;
- граждан, зарегистрированных в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов;
- лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, за исключением государственных должностных лиц;
- лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
- представителей общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.
Таким образом, анализ приведенных определений субъектов коррупционных правонарушений показывает, что отнесение того или иного работника к государственному должностному или приравненному к нему лицу может зависеть от двух критериев:
- в какой организации он работает (государственной, с преобладающей долей собственности государства или негосударственной);
- какие именно обязанности он исполняет или какие юридически значимые действия выполняет, занимая ту или иную должность.
В частности, если работник постоянно или временно либо по специальному полномочию занимает должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, и выполняет их в государственной организации или организации с преобладающей долей собственности государства, то он является государственным должностным лицом. При этом если работник выполняет точно такие же обязанности, но в негосударственной организации, то он является лицом, приравненным к государственному должностному.
Обратите внимание!
Лицом, приравненным к государственному должностному, является работник, уполномоченный в соответствии с законодательством на совершение юридически значимых действий, независимо от того, в какой именно организации (государственной или негосударственной) он осуществляет эти действия.
Необходимо отметить, что в УК и КоАП в качестве субъектов правонарушений государственные должностные лица и (или) приравненные к ним не упоминаются. В п. 3 ч. 4 ст. 4 УК и п. 3 ч. 1 ст. 1.10 КоАП закреплено понятие должностного лица, в соответствии с которым помимо иных лиц под должностными понимаются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Из этого следует, что категория должностного лица включает в себя и тех лиц, которые в соответствии с Законом № 305-З являются государственными должностными, и тех, кто относится к приравненным к ним лицам. Если коррупционное правонарушение совершил работник, занимающий должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо это лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий, то уже неважно, в какой именно организации (государственной или негосударственной) он выполняет эти полномочия. Данные обстоятельства имеют значение при возникновении необходимости привлечения лица к административной или уголовной ответственности.
Разграничение субъектного состава
1. Организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий.
Должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, как правило, занимают:
- руководитель любого уровня;
- его заместители, уполномоченные руководить трудовым коллективом, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных и т.п.). При этом количество лиц, находящихся в подчинении, значения не имеет.
2. Административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Административно-хозяйственные обязанности выполняют:
- заведующие складом, отделом снабжения;
- ревизоры и контролеры;
- главные бухгалтеры и их заместители;
- другие лица, имеющие право самостоятельно распоряжаться материальными ценностями или осуществляющие контроль за их движением.
3. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
К лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, могут быть отнесены:
- юрисконсульты, представляющие интересы организации в суде и других государственных органах;
- работники, которые на основании выданной руководителем доверенности подписывают договоры, иные правоустанавливающие документы.
Данное разграничение субъектного состава важно принимать во внимание, поскольку в соответствии со ст. 16 Закона № 305-З государственные должностные лица, лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона № 305-З, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона № 305-З, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Важно!
Лица, приравненные к государственным должностным, не подписывают обязательство, предусмотренное ст. 16 Закона № 305-З.
Организация антикоррупционной работы
В Методических рекомендациях по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях, разработанных Генеральной прокуратурой, обозначено, что в государственном органе либо организации целесообразно составлять перечень работников, которые в соответствии с законодательством относятся к государственным должностным лицам.
Справочно.
С Методическими рекомендациями по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях можно ознакомиться по ссылке.
То есть организация самостоятельно, исходя из доли собственности государства в ее уставном фонде, а также исходя из тех обязанностей, которые выполняют работники, определяет, кто из них является государственным должностным лицом, а кто приравненным к нему. Такая практика сформирована, например, в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь.
В соответствии с приложением 3 к приказу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.03.2021 № 54 определен Перечень должностей, относящихся к государственным должностным лицам в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства.
Справочно.
С приложением 3 к приказу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь можно ознакомиться по ссылке.