Расчет стоимости строительно-­монтажных работ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 361» (далее — постановление № 1553) утвержден порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов.

Однако, несмотря на, казалось бы, полное нормативное регулирование вопроса формирования цены, у практикующих специалистов зачастую возникают вопросы, связанные с порядком определения стоимости строительно-монтажных работ в зависимости от источника финансирования.

Малкова Кристина

инженер производственно-технического отдела ООО «Владтурстрой»


2407 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Учет даты начала строительства 

Цена предложения подрядчика на строительство объекта формируется на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов. Цена предложения подрядчика на строительство объекта не должна превышать цену заказчика.

При этом следует помнить, что цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

В случае если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет от 6 до 12 месяцев, цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) путем применения индексов цен в строительстве с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь, в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства.

Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет более 12 месяцев, сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с повторным прохождением государственной экспертизы в установленном порядке.

Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству.

Методы определения цены 

Цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и без учета поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню.

Цена предложения подрядчика может определяться:

1) ресурсным методом — путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве:

где:

Цп — цена предложения подрядчика;

Рi.n. — нормативная потребность в i-том ресурсе (i-той укрупненной группе ресурсов) в n-ном месяце;

Цi — средневзвешенные и (или) действующие (текущие) цены, тарифы i-того ресурса (i-той укрупненной группы ресурсов) с учетом общехозяйственных и общепроизводственных расходов, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства, иных расходов, относимых на себестоимость работ (услуг), размера плановой прибыли, утверждаемой в порядке, установленном этим Министерством;

К — определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;

Н — налоги и отчисления в доходы соответствующих бюджетов, размер которых определяется в соответствии с законодательством;

Iпр — применяемый подрядчиком прогнозный индекс, учитывающий изменение цен в строительстве в n-ном месяце, рассчитываемый по формуле:

где:

Ii — помесячный прогнозный индекс цен в строительстве, рассчитываемый исходя из годового прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого в установленном порядке;

Сi — помесячная стоимость подрядных работ согласно графику строительства (производства работ).

Стоимость материалов, изделий и конструкций для выполнения отдельных видов работ (услуг) может приниматься на основании среднереспубликанских цен на материалы исходя из данных мониторинга или данных о поставках и предварительно согласованной их стоимости с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта. При этом следует учитывать, что при формировании цены предложения подрядчик должен закладывать в расчет цену на материалы завода-изготовителя, а при их отсутствии на территории Республики Беларусь — первого поставщика на территории Республики Беларусь (при условии бюджетного финансирования);

2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства;

3) путем сочетания ресурсного метода и применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади.

Корректировка неизменной цены

Случаи корректировки неизменной цены различаются при строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств и за счет иных источников. Это регламентировано Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены, утвержденным постановлением № 1553 (далее — Положение).

Согласно п. 10 Положения неизменная цена корректируется в случаях изменения (для объектов, финансируемых за счет иных источников):

— по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

— стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);

— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

— индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;

— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой неизменная цена корректируется в случаях изменения:

— по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

При строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, невозможна корректировка неизменной цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене. Поэтому в акты выполненных работ материалы включаются по ценам, учтенным в неизменной цене, независимо от того, выше или ниже оказались фактические цены на материалы.

Разница между стоимостью материалов, списанных на выполнение строительно-монтажных работ в отчетном месяце, и стоимостью материалов, предъявленных для оплаты заказчику, относится на результат финансово-хозяйственной деятельности подрядной организации.

При строительстве объектов за счет иных источников неизменная цена в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, а также эксплуатации машин и механизмов может корректироваться, если такое условие предусмотрено договором строительного подряда. В этом случае в акты выполненных работ к стоимости работ по неизменной цене добавляются отклонения фактической стоимости материалов и механизмов к их стоимости, учтенной в неизменной цене.

Изменение цены при замене машин и механизмов

При формировании цены своего предложения подрядчик имеет право производить замену машин и механизмов, учтенных сметной документацией, на машины и механизмы, которыми он предполагает работать на строительстве объекта, если применение таких машин не нарушит технологию выполнения работ и если оно возможно на конкретном объекте строительства.

В случае если применение дорогостоящих машин и механизмов не было предусмотрено проектно-сметной документацией, но подрядчиком принято решение о включении в расчет цены своего предложения таких машин и механизмов, то подрядчику стоит тщательно проанализировать технологическую и экономическую целесообразность применения такой техники.

Текущая стоимость эксплуатации кранов при включении в цену предложения подрядчика определяется на основании данных о размере арендной платы (в случае применения арендуемой техники) или размере амортизационных отчислений (в случае применения собственной строительной техники).

Справочно.
Порядок формирования цены предложения подрядчика является существенным условием договора, и при заключении договора строительного подряда с победителем подрядных торгов (торгов), переговоров данный порядок не может быть изменен. Это установлено п. 80 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (в редакции от 30.07.2015 № 650).

При производстве строительно-монтажных работ на крупных объектах строительные организации иногда применяют дорогостоящую строительную технику, которой нет в республиканской базе и которая не учтена действующими нормативами.

Корректировка действующих нормативов, обусловленная заменой машин и механизмов, может производиться на стадии формирования сметной документации по объекту строительства или при расчете цены предложения подрядчика. При этом должна выполняться не только замена машин и механизмов, но и, в случае необходимости, корректировка норм, технологически взаимосвязанных с такой заменой, — норм времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, норм затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах, поскольку очевидно, что производительность машин с разными техническими характеристиками может быть различной, а следовательно, могут различаться время работы машин и время работы рабочих-строителей, работающих «в связке» с машинами.

Таким образом, фактически выполняется разработка индивидуальных норм расхода ресурсов на выполнение работ с использованием машин методом подбора аналогов из действующих нормативов расхода ресурсов.

Пример цены предложения подрядчика (расчета к договору)

Исходные данные:

• стоимость работ на дату разработки сметной документации — 27 000 000 тыс. руб.;

• дата разработки сметной документации — май 2015 г.;

• дата начала строительства — сентябрь 2015 г.;

• дата окончания строительства — ноябрь 2015 г.

Последовательность действий:

1) определить сметную стоимость работ на основании представленной заказчиком проектно-сметной документации с учетом своего налогообложения, стоимости материалов, машин и механизмов, которые подрядчик планирует использовать при выполнении работ и источника финансирования;

2) сформировать стоимость работ на дату начала строительства с использованием прогнозных индексов (учитывая правила округления при перемножении прогнозных индексов):

• май 2015 г. — 1,0031;

• июнь 2015 г. — 1,0048;

• июль 2015 г. — 1,0056;

• август 2015 г. — 1,0067;

• сентябрь 2015 г. — 1,0086.

Итого индекс:

1,0031 х 1,0048 = 1,00791488 (с учетом округления — 1,0079);

1,0079 х 1,0056 = 1,01354424 (с учетом округления — 1,0135);

1,0135 х 1,0067 = 1,02029045 (с учетом округления — 1,0203);

1,0203 х 1,0086 = 1,02907458 (с учетом округления — 1,0291).

После того, как индекс за нужный период рассчитан, определяем цену на дату начала строительства:

27 000 000 х 1,0291= 27 785 700 тыс. руб.;

3) разбить стоимость работ по заделам (планируемый объем выполнения работ).

2407 Shape 1 copy 6Created with Avocode.