Вы на портале

Порядок создания и работы комиссии по противодействию коррупции

В настоящей статье рассмотрим, в каких организациях создается комиссия по противодействию коррупции, каковы ее основные цели и задачи, а также обсудим порядок оценки коррупционных рисков.

Соколовская Татьяна
Соколовская Татьяна

Руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

556 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) обязаны:

1) принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией;

2) привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом № 305-З, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;

3) информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.

Действующим законодательством предусмотрен специальный предупредительно-профилактический инструмент, с помощью которого проводится работа по противодействию коррупции в организации, — комиссия по противодействию коррупции.

Где должны быть созданы комиссии? 

В обязательном порядке комиссии создаются: 

  • в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
  • областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах;
  • управляющих компаниях холдингов, являющихся государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов.

В инициативном (добровольном) порядке комиссии создаются в иных организациях независимо от формы собственности.

Комиссия создается руководителем организации посредством издания соответствующего приказа (распоряжения) в количестве не менее 5 членов. Председателем комиссии, как правило, является сам руководитель организации, а в случае вакансии этой должности или нахождения руководителя в командировке, отпуске или на больничном — лицо, исполняющее его обязанности.

Состав комиссии формируется из числа работников организации, в том числе курирующих финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя организации — также из числа граждан и представителей юридических лиц. 

Основные задачи комиссии

Основными задачами комиссии по противодействию коррупции являются следующие:

1) аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками организации;

2) обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками организации, иными организациями системы образования;

3) своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;

4) разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в организации, анализ эффективности принимаемых мер;

5) иные функции в соответствии с Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 (далее — Типовое положение) и локальными актами организации.

Деятельность комиссии 

Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы, утверждаемыми в установленном порядке.

Исходя из того, что система мер по борьбе с коррупцией в организации включает в себя целый комплекс правовых, организационных, кадровых, финансовых и других мероприятий, направленных в том числе на устранение предпосылок для ее существования, соответствующий План работы комиссии должен носить комплексный характер.

При этом следует учитывать, что данная система мер должна иметь профилактический характер, выражающийся в совершенствовании прежде всего системы контроля и управления в различных сферах деятельности организации, в том числе путем определения коррупционных рисков, их оценки и принятия мер по их нейтрализации.

Согласно абз. 4 п. 4 Типового положения оценка коррупционных рисков и выработка мер по их минимизации возложена на комиссии по противодействию коррупции, которые для этого наделены необходимыми полномочиями. 

Цель такой оценки — определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации правонарушений коррупционного характера.

При разработке комплекса мероприятий по минимизации коррупционных рисков следует учитывать, что идентификация коррупционного риска — процесс определения для каждого бизнес-процесса:

  • критических точек; 
  • возможных коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками организации в каждой критической точке.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков 

Данный порядок может включать следующие этапы:

1) представление деятельности организации в виде отдельных процессов;

2) выделение «критических точек» для каждого процесса, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;

3) составление описания возможных коррупционных правонарушений, включающего характеристику выгоды, приобретаемой незаконным путем, а также характер и размер ущерба, который может быть причинен в результате коррупционного правонарушения;

4) формирование перечней должностей и функций, связанных с высоким коррупционным риском;

5) разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

С целью управления коррупционными рисками в организации следует разработать карту коррупционных рисков и определить лиц, ответственных за проведение комплекса мероприятий, направленных на их минимизацию в соответствующей сфере.

Действующее законодательство унифицированной формы карты коррупционных рисков не содержит, то есть ее содержание каждая организация определяет самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности.

Справочно.
Шаблон карты коррупционных рисков организации можно скачать по ссылке. Данную карту можно использовать как образец при создании собственной карты коррупционных рисков.

По результатам оценки коррупционных рисков следует подготовить информацию, которая рассматривается на заседании комиссии. Такая информация может содержать сведения о выявленных коррупционных рисках, рекомендации по их устранению, сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков и др.

Таким образом, эффективность и результативность работы по противодействию коррупции в организации напрямую зависит от проводимой работы по профилактике правонарушений коррупционной направленности, включая вопросы определения, оценки и осуществления комплекса мер по управлению коррупционными рисками и, безусловно, непосредственно работы самой комиссии. 

К руководителям организации, не выполнившим или не в полной мере выполнившим требования, предусмотренные действующим законодательством о борьбе с коррупцией, а также не предоставившим информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами. 

556 Shape 1 copy 6Created with Avocode.