Ответ: Работы по текущему ремонту сами по себе не могут являться основанием для изменения назначения объекта недвижимого имущества.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» текущий ремонт объекта — это совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.
Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, содержится в Приложении А к ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию».
Из определения текущего ремонта и анализа положений указанного ТКП следует, что работы по текущему ремонту не предполагают изменение целевого назначения объекта. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с подп. 5.12 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) субъектам хозяйствования предоставлена возможность работать в объекте, не изменяя его назначения, за исключением случаев, когда для этого требуется проведение строительно-монтажных работ по реконструкции.
Субъекты хозяйствования вправе использовать объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, для размещения следующих объектов (если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования):
— производственных;
— торговых объектов;
— объектов общественного питания;
— объектов бытового обслуживания;
— офисных помещений.
В тех случаях, когда вид деятельности субъекта хозяйствования не совпадает с указанными в подп. 5.12 п. 5 Декрета № 7 и для осуществления деятельности требуется изменение назначения объекта (например, когда это связано с лицензионными требованиями для определенного вида деятельности), оно может быть осуществлено, в частности:
— при реконструкции (модернизации) объекта, осуществленной на основании разрешительной и проектной документации — когда для этого требуется проведение определенных строительно-монтажных работ;
— через административную процедуру изменения назначения без проведения строительно-монтажных работ (п. 3.30-3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
В соответствии с подп. 5.11 п. 5 Декрета № 7 арендатор может самостоятельно обратиться в исполком за изменением назначения объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на основании договора аренды, при условии получения письменного согласия собственника объекта.